Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Социальные конфликты - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс
Цель урока: расширить представление учащихся о социальных конфликтах и их роли в развитии общества.
Основные понятия: конфликт, социальный конфликт, теория конфликтной модели общества, неполные (скрытые) социальные конфликты, полномасштабные (открыты е социальные конфликты).
План урока:
1. Социальный конфликт и его роль в развитии общества.
2. Причины социальных конфликтов.
3. Виды социальных конфликтов.
4. Плюсы и минусы социального конфликта.
Урок целесообразно проводить в форме лекции с элементами беседы.
Так как данный учебный материал частично известен учащимся (с понятием «социальный конфликт» они познакомились в 8 классе), лучше, если, объединившись в группы, они восстановят имеющиеся знания. С этой целью учитель предлагает им ответить на следующие вопросы (желательно записать на доске):
1. Что можно считать конфликтом?
2. Какие конфликты называют межличностными?
3. Какие конфликты называют социальными?
4. Какова роль социальных конфликтов в жизни общества?
5. В чем причины социальных конфликтов?
Как показывает практика, учащиеся довольно успешно раскрывают понятия «конфликт», «межличностный конфликт», «социальный конфликт». Однако по вопросам о роли социальных конфликтов в жизни общества и о причинах социальных конфликтов возникает дискуссия. Для того что бы активность учащихся была более продуктивной, учителю следует попросить их делать записи, относящиеся к ответам на вопросы, вызвавшие дискуссию (данная деятельность осуществляется индивидуально).
Далее, раскрыв содержание первою и второго пунктов плана («Социальный конфликт и его роль в развитии общества», «Причины социальных конфликтов»), учитель вновь предлагает школьникам вернуться к вопросам, которые обсуждались в начале урока. Целесообразно начать с обсуждения причин конфликтов, в ходе которого вносятся изменения в сделанные ранее записи. Работа ведется в оперативном режиме (учащиеся отвечают с места, лучше, если будут заслушаны 4—5 человек). Формулировки причин уточняются и записываются на доске. Сове ту ем проси ть школьников подтверждать сказанное примерами.
Перед разбором содержания следующих пунктов плана урока («Виды социальных конфликтов» и «Плюсы и минусы социального конфликта») учитель предлагает школьникам обсудить в группах ответ на вопрос:
— Как вы думаете, какие есть плюсы и минусы в социальных конфликтах?
Все высказанные точки зрения необходимо записать на доске.
Затем учитель дает свое объяснение данной проблемы, после предлагает школьникам сопоставить свои варианты ответов со сказанным им.
В конце урока советуем дать учащимся еще одно задание для обсуждения в группах:
— Какое из приведенных суждений, с вашей точки зрения, является правильным? Объясните, почему вы так считаете:
а) с помощью конфликта вряд ли можно чего-либо достигнуть. В демократических государствах есть другой механизм воздействия на власть — выборы. Поэтому бессмысленно тратить время на пикетирования и митинги, лучше переизбрать тех, кто не выполнил предвыборных обещаний;
б) думается, народу не стоит прибегать к пассивным формам протеста, так как они малоэффективны. Самой действенной возможностью добиться попранных прав являются активные методы: восстания, забастовки, революции;
в) право на высказывание своей позиции в демократическом государстве записано в конституции. Право на свободу слова, митинги, демонстрации дают возможность народу вести диалог с властью. Активные формы протеста ухудшают положение в обществе;
г) к каким бы формам протеста ни прибегал народ, власть всегда оказывается в руках тех, кто и раньше был к ней приближен, но находился как бы на вторых ролях. Любая форма протеста приводит лишь к смене правящей элиты и ничего не меняет в положении народа.