УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

В данном разделе книги собраны материалы, призванные помочь учителю в решении ряда профессиональных задач в рамках преподавания курса «Окружающий мир». В содержании отражены такие вопросы, как:

— особый статус уроков «Окружающий мир»;

— определение качества естественнонаучного образования;

— поддержка одарённых учащихся;

— проблемы «Окружающего мира» как содержание внеурочной деятельности;

— использование методических ресурсов для профессионального самообразования учителя.


Особый статус уроков «Окружающий мир»


Трудно переоценить значение курса «Окружающий мир» для становления и развития личности младшего школьника. Три основных блока, определяющих содержание курса, так или иначе затрагивают все возможные сферы человеческой жизнедеятельности: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Универсальность курса, его интегрированный характер позволяют рассматривать «Окружающий мир» как базу, фундамент для большинства предметов основной школы, содержание которых дифференцировано по предметным областям: история, обществознание, физика, химия, биология, география, основы безопасности жизнедеятельности. Рискнём предположить, что в дальнейшем успешность обучения этим предметам в достаточной степени будет зависеть от качества начального образования, точнее, от общего позитивного настроя, желания, интереса, заложенного на первых годах обучения.

Стремясь объять необъятное, авторы рабочих программ заложили в задачи курса «Окружающий мир» решение целого ряда глубоких, серьёзных проблем экологического образования и воспитания, формирования национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, межкультурного взаимодействия, здорового образа жизни, психологической грамотности. При этом очевидно параллельное сосуществование двух ключевых областей знания — естествознания и общество- знания. Учитывая неоднозначность и трудность измерения качественных и количественных результатов социокультурного развития школьника и становления его общественной и гражданской позиции в столь юном возрасте и не рискуя в формате кратких методических рекомендаций затрагивать глубокие нравственные проблемы личностного самоопределения, сосредоточимся на первом аспекте целевого содержания курса — естественнонаучном образовании. Помимо названных аргументов такая позиция нам представляется весьма оправданной в связи с актуализацией целого ряда проблем современного состояния естественнонаучной области. К числу наиболее тревожных тенденций специалисты относят:

— отсутствие элементарных навыков экологической культуры и ответственности у подавляющего числа населения. Следствием этого становится обострение глобальных экологических проблем: уничтожение тысячи видов растений и животных; истребление лесных покровов; загрязнение водных и атмосферных ресурсов; обезображивание природных ландшафтов бытовым мусором и отходами производства;

— недооценку важности профессий, ориентированных на сферу деятельности «Человек — живая природа». Как известно, представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Сюда относят профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.;

— ограниченное количество желающих и недостаточный уровень подготовки абитуриентов вузов, поступающих на специальности, связанные с естественными науками;

— низкие результаты российских 15-летних школьников по показателю естественнонаучной грамотности в сравнении с показателями зарубежных сверстников (по материалам международных исследований PISA);

— медленное обновление содержания школьного образования, отсутствие актуального контекста в учебных пособиях; преобладание традиционных методов в преподавании естественнонаучных дисциплин.

Как правило, уроки «Окружающего мира» являются одними из самых любимых в начальной школе, однако дальнейшее развитие событий оказывается гораздо менее благополучным, поэтому сверхзадача учителя начальной школы — создать такой фундамент дальнейшего естественнонаучного образования, чтобы минимизировать возможные риски и отрицательные воздействия основной школы. Именно это определяет новый статус предмета «Окружающий мир», его значение в решении стратегических задач отечественного образования.

Специфика тематики разделов «Окружающего мира» предполагает активное использование различных ресурсов: электронные пособия, аудио- и видеозаписи, компьютерные игры, детские энциклопедии, атласы, книги, плакаты, карты и т. п. Всё это способствует прочному, осознанному запоминанию материала урока, помогает сформировать стойкий познавательный интерес к предмету.

Программа «Окружающего мира» в 1 классе построена так, что дети знакомятся с теми сведениями, которые их конкретно касаются в данный момент жизни. Это им близко, понятно и интересно. На основе своего собственного опыта дети активно участвуют в диалоге, приводят примеры, делятся впечатлениями. Наглядность на уроке, занимательный материал, интересные задания — гарантия того, что дети с нетерпением будут ждать этих уроков. Содержание курса даёт широкий простор для освоения опыта полезной практической деятельности: посев семян, определение состава почвы, оказание первой помощи при несчастных случаях. Большое значение в изучении предмета «Окружающий мир» отводится формированию навыков работы с географическими и историческими картами, подготовке гербария. Уроки «Окружающего мира» становятся хорошим поводом для экскурсий на предприятия, выездов на природу, посещений музеев.

Кроме того, в курс включены разнообразные игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления учеников. Таким образом, можно говорить, что курс «Окружающий мир» позволяет создать стартовые условия для достижения необходимого качества естественнонаучного образования.


Актуальные проблемы качества естественнонаучного образования


Попробуем следовать хорошему девизу «Мыслим глобально, действуем локально». Для этого рассмотрим сущность понятия «естественнонаучная грамотность» и его связь с целями и задачами курса «Окружающий мир».

«Естественнонаучная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой». Кроме того, естественнонаучная грамотность предполагает возможность и готовность человека:

• понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;

• демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;

• проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 2009)

Программа PISA оценивает достижения 15-летних школьников. Почему же нам кажется важным говорить об этом с учителями начальной школы, более того — при обсуждении программы первого года обучения (Окружающий мир. 1 класс)? Ответ прост: необходимо видеть и чувствовать перспективу. Ведь, как известно, «ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого». Поэтому, приступая к изучению курса «Окружающий мир», будем понимать тот широкий контекст естественнонаучного образования, в развитие которого мы вносим свой вклад.

Рассмотрим результаты исследований естественнонаучной грамотности по материалам исследований 2009 г. (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 2009). К сожалению, необходимо признать, что средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 г. значительно ниже среднего результата по странам ОЭСР. Российские учащиеся 15-летнего возраста по данной области занимают 37—40-е места среди 65 стран. При этом 78% российских учащихся достигли и превысили пороговый уровень (2-й по международной шкале). Результаты большинства учащихся (около 60%) соответствовали 2-му и 3-му уровням естественнонаучной грамотности. Обратите внимание на то, что считается показателями успешности на этих уровнях. Это умения:

• выявлять ясно сформулированные научные проблемы в простых ситуациях;

• делать выводы на основе простых исследований;

• формулировать короткие высказывания, используя имеющиеся факты;

• объяснять явления и процессы в знакомых ситуациях, используя имеющиеся естественнонаучные знания.

Очень печально сознавать, что более 22% российских учащихся не достигают 2-го порогового уровня естественнонаучной грамотности (средний показатель по ОЭСР - 18%).

При этом лишь 4,2% учащихся продемонстрировали высокий уровень естественнонаучной грамотности (5—6-й уровни по международной шкале). При выполнении заданий теста они успешно:

• выявляли естественнонаучные аспекты в достаточно сложных жизненных ситуациях;

• связывали информацию из различных источников и использовали её для объяснений и обоснований различных решений;

• строили аргументацию на основе критического анализа.

Потенциальные возможности к продолжению естественнонаучного образования (4—6-й уровни) продемонстрировали около четверти российских учащихся. В среднем по странам ОЭСР эта группа составляет более 29%, а в лидирующих странах, например Шанхае (Китай), Финляндии, Гонконге (Китай), превышает 45%.

Интересен факт, что для российских участников исследования PISA — 2009 не выявлено статистически значимых различий между результатами юношей и девушек по естественнонаучной грамотности, как в значительном числе стран-участниц исследования. Так, для 21 страны зафиксирован более высокий уровень естественнонаучной грамотности у юношей по сравнению с девушками, а в 11 странах отмечена обратная ситуация.

Показательно, что в результатах российских учащихся по естественнонаучной грамотности не выявлено изменений по сравнению с предыдущим этапом исследования PISA — 2006 ни в средних результатах, ни в распределении учащихся по уровням естественнонаучной грамотности.

Подводя итог анализа полученных результатов исследования PISA, специалисты сделали выводы о недостаточной сформированности у российских учащихся ряда важных умений, в частности:

• осуществлять поиск информации по ключевым словам;

• анализировать процессы проведения исследований;

• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

• интерпретировать научные факты и данные исследований;

• выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов;

• интерпретировать графическую информацию;

• проводить оценочные расчёты и прикидки.

Возможность увидеть со стороны результаты обучения наших школьников предоставляет также другое международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования — TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), организуемое Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений. Начиная с 1995 г. Россия принимает в нём активное участие. В соответствии с программой исследования изучается подготовка выпускников начальной школы и учащихся 8-х классов по математике и естествознанию. В 2011 г. в исследовании планировалось участие 68 стран мира. Для получения объективной информации о качестве образования в России в соответствии с принятой в мире методикой была сформирована представительная выборка учащихся из более чем 200 школ отдельно для начальной и основной школы 50 регионов страны. Результаты этого исследования станут достоянием гласности только в конце 2012 г. Однако материалы предыдущих лет позволяют увидеть достаточно полную картину по интересующему нас вопросу — оценка качества естественнонаучного образования.

Характерной особенностью естественнонаучной части международного теста являются: его интегративный характер, позволяющий оценить уровень подготовки не только по отдельным предметным областям (географии, физики, биологии и химии), но и по межпредметным областям (экологии, естественнонаучным методам познания); практическая направленность многих заданий; наличие - наряду с заданиями с выбором ответа заданий со свободно конструируемыми ответами, позволяющими оценить не только предметные знания и умения, но и умение обосновать свою точку зрения, объяснить наблюдаемые явления; направленность на оценку не только предметных, но и общеучебных и коммуникативных умений.

На протяжении ряда лет в данном исследовании результаты российских школьников превышают средний международный балл. Эти результаты демонстрируют устойчивость в системе школьного естественнонаучного образования, в чём, безусловно, проявляются сильные стороны российского школьного образования.

Говоря об особенностях, характеризующих состояние естественнонаучной подготовки, специалисты отмечают следующее:

• Российские школьники лучше школьников из многих стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями.

• Особо успешно выполняются задания гигиенического содержания, в которых необходимо творчески применять имеющиеся знания по смежным вопросам естественнонаучных предметов или полагаться на смекалку, здравый смысл или знания, полученные вне школы.

• Результаты наших учащихся ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.

• Определённую сложность вызывают вопросы на интерпретацию данных, представленных в таблицах или графиках, использование научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента и проведения исследования.

Таким образом, при целом ряде положительных моментов результаты тестирования указывают на существование серьёзного пробела в естественнонаучном образовании наших школьников — их слабую подготовку по вопросам, связанным с экспериментальным методом изучения природных явлений.

Специалисты подчёркивают, что освоение экспериментальных умений неизменно провозглашается одной из приоритетных задач естественнонаучного образования отечественной школы, но ни учебные программы, ни учебники, ни методические пособия, ни материальная база кабинетов не обеспечивают в должной степени её решения. Остаётся надеяться, что с введением новых стандартов данная проблема будет решена.

Результаты международных исследований позволяют определить некоторые направления совершенствования содержания естественнонаучного образования в школах России:

• при изучении естественнонаучных предметов следует изменить акценты с воспроизведения и применения знаний в простых ситуациях на их использование в различных жизненный ситуациях;

• значительное внимание необходимо уделить методологическим аспектам научного знания, использованию научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, интерпретации данных и проведения исследования.

(Ковалёва Г. С. и Краснянская К. А. Краткий отчёт по результатам международного исследования TIMSS-R в России. — М., 2000)

Примечание автора: Учитывая неспешность процессов модернизации образования, есть основания полагать, что многие выводы, полученные специалистами более 10 лет назад, к счастью, нашли отражения в новых образовательных стандартах.


Поддержка одарённых учащихся


Одна из приоритетных задач нашей новой школы — поиск, поддержка и сопровождение талантливых детей. Перед учителями ставится задача развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.

Будем исходить из позитивной гипотезы, что все дети талантливы, только каждый из них талантлив по-своему. Тем более что этот тезис достаточно убедительно представлен в популярной теории Г. Гарднера о «множественности интеллекта» (Гарднер. Г. Структура разума: Теория множественного интеллекта = Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. — Вильямс, 2007). Один из 9 типов интеллекта, описанных Г. Гарднером, представляет собой так называемый «натуралистический» (nature smart). В характеристике этого типа интеллекта отмечено, что «натуралист» обладает способностью ориентироваться среди живых организмов, проявляет чувствительность, интерес и внимание к определённым характеристикам окружающего мира. Впоследствии из этих людей вырастают хорошие ботаники, ветеринары, лесники, метеорологи, геологи и археологи.

Не исключено, что в вашем классе есть такие ученики. Для них уроки «Окружающего мира» станут пространством и способом самореализации, возможностью самовыражения, поскольку именно этот тип интеллекта включает понимание мира природы (растений, животных), умение заметить их характерные особенности и распределить по категориям. Для этих учеников необходимы задания, в которых они могут заниматься исследованием природы, составлять различные коллекции, гербарии и т. п.

Чтобы выявить этих детей, можно провести в классе небольшую анкету, составленную из утверждений, с которыми ребёнок может согласиться или не согласиться (Да. Нет):

• Я наблюдательный. Я часто вижу вещи, которые другие упускают.

• Я люблю сравнивать разные явления.

• Мне интересно экспериментировать, проводить различные опыты.

• Природные процессы и явления вызывают у меня интерес и любопытство.

• Люблю ухаживать за домашними животными.

Для того чтобы естественные науки стали подлинным предметом интереса и увлечённости школьника, важно показать, что знания по этим вопросам получают не столько из учебника, сколько из практики повседневного взаимодействия человека с природой. Большую роль в этом деле играют родители, их собственные интересы, желание и готовность поддерживать естественнонаучный интерес ребёнка, его увлечение живой природой. Отличным решением будет взаимодействие с ресурсами дополнительного образования. Опыт участия в викторинах, конкурсах, олимпиадах (в том числе и дистанционных) поможет ребёнку увереннее чувствовать себя в старших классах.


Проблемы «Окружающего мира» как содержание внеурочной деятельности


Как правило, самые яркие впечатления школьников связаны с их внеурочной деятельностью. Рискнём предположить, что успех преподавания «Окружающего мира» на 80% будет зависеть от того, как этот самый окружающий мир участвует в образовательном процессе. Педагогический опыт, который имеется в этом вопросе, поистине неисчерпаем. Мы попытались выделить и представить наиболее популярные формы, которые с неизменным успехом используются учителями начальной школы при организации внеурочной работы по курсу «Окружающий мир»:

1. Совместно с родителями: привлечение школьников к организации ухода за домашними животными и растениями.

2. Просмотр и обсуждение фильмов о природе.

3. Путешествия и экскурсии (планируя их, необходимо помнить, что этапы подготовки и последействия оказываются не менее важными, чем сами события).

4. Чтение научно-популярной и художественной литературы.

5. Проведение опытов и экспериментов.

6. Проектно-конструкторская деятельность и моделирование.

7. Учебные проекты и исследования.

Будет не лишним обсудить и принять с воспитанниками документ, который мы назвали «Кодекс чести молодого учёного» (Галактионова Т. Г., Назаровская Я. Г. Портфель читателя-исследователя: опыты, эксперименты, открытия. — СПб.: Школьная Лига РОСНАНО, 2012).


КОДЕКС ЧЕСТИ МОЛОДОГО УЧЁНОГО

(свод правил, которые надо знать, занимаясь наукой)

1. Свои достижения и открытия учёный использует только во благо человечеству.

2. Возможные последствия научных опытов не должны причинять вред окружающим людям и самому учёному.

3. Учёный должен выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований.

4. Главными критериями при выборе форм использования научного знания являются: развитие человека и охрана природной среды.

5. Научная честность требует от молодого учёного соблюдения норм авторского права: обязательную ссылку на источник и имя автора (авторов) при использовании результатов интеллектуального труда других людей.


Методические ресурсы в помощь учителю.

(Материалы предоставлены учителем начальной школы, магистром педагогики С. О. Саввиной)

САЙТЫ:

1. Естествознание в начальной школе. Цель лаборатории — объединение усилий учителей по разработке учебных ситуаций, позволяющих младшим школьникам освоить позицию исследователей в области естествознания.

ДОСТУП: http://www.schoolnano.ru/node/3442

2. Сайт детских презентаций

Сайт, который поможет в лёгкой и доступной форме рассказать ребёнку об окружающем мире. Здесь можно скачать бесплатно презентации и клипы для детей.

ДОСТУП: www.viki.rdf.ru

3. Сайт «Подводный мир» (жизнь под водой, интересно и популярно)

Всё, что связано в водой на планете Земля: реки, океаны, моря, озёра, подводные растения и животные.

ДОСТУП: www.laddition.com

4. Познавательный портал Clow.ru представляет энциклопедию языков мира, географию, гербы городов России, энциклопедию по истории России, энциклопедию «Великие россияне», подробную информацию о нашей Родине (территория и государственное устройство, природа, население, регионы России). Подробно об экономике России. Историко-культурные сведения о столицах государств мира.

ДОСТУП: www.clow.ru

5. Сайт «Потому.ру»

На данном сайте собраны сотни ответов на вопросы об окружающем мире. Открытие неизведанного, знакомство с загадочным миром.

ДОСТУП: www.potomy.ru

6. Сайт Всероссийского конкурса по естествознанию «Человек и природа»

Конкурс проводится ежегодно в третий четверг апреля. Участниками могут стать дети с 1 по 10 класс. Участие в конкурсе добровольное и платное.

Цель конкурса — развитие интереса у учащихся к предметам естественнонаучного цикла и связанными с ними общественными науками.

ДОСТУП: www.konkurs-chip.ru






Для любых предложений по сайту: [email protected]