Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Что мы знаем о народах России? (Народы Российской Федерации) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Что мы знаем о народах России? (Народы Российской Федерации) |
Тип: изучение нового материала |
|||||
Задачи: • показать многонациональный характер населения России, раскрыть особенности национальностей (этнический тип лица, костюм, традиции, религии, праздники); • способствовать пониманию единства народов России; • учить вступать в учебный диалог |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные • освоить представление о многонациональном характере населения России и особенностях некоторых национальностей; • рассказывать о национальных праздниках |
Метапредметные • понимать и принимать учебную задачу урока; • понимать свою принадлежность к многонациональному народу России; • вступать в учебный диалог в паре; • находить новую информацию в диалоге со взрослым; • оценивать свои достижения на уроке |
Личностные • анализировать иллюстрации учебника: выделять общее и особенное; • интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним |
||||
Межпредметные связи: Литературное чтение: «Устное народное творчество» |
||||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 10, 11; рабочая тетрадь, с. 4; электронное приложение, видеофрагменты или слайды с фотографиями народных праздников |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
||||||
П — На прошлом уроке мы узнали, что Россия — одна из самых больших страна в мире. Много ли людей населяет нашу страну? Записывает на доске названные обучающимися числа. Открывает число 142 905 200, спрашивает, может ли кто-то из учеников прочитать это число, читает сам; сообщает, что это данные переписи населения — количество людей, населяющих Россию |
• П Высказывают предположения |
|||||
2. Актуализация необходимых знаний |
||||||
П, М Каждый из нас принадлежит к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны и даже за границей. Какие народы, кроме русских, вы знаете? * Если обучающиеся затрудняются назвать народы и национальности, открывает и показывает изображения людей (читает на доске готовый список, например, французы, евреи, шотландцы, итальянцы, русские, татары, карелы, башкиры). • М Принимает различные версии, записывает их на доске. Предлагает среди записанных слов выделить те, которые обозначают народы, проживающие в России (подчёркивает). Сообщает, что проверить свои предположения можно в конце урока. • М Предлагает сформулировать тему урока и прочитать её в учебнике на с. 12 |
• М, П Отвечают на вопрос (упражнение в словообразовании), выдвигают предположения. • М Анализируют предложенные варианты. • М Читают тему урока, соотносят её со своими предположениями |
|||||
3. Организация познавательной деятельности |
||||||
• М Организует работу с учебником: предлагает рассмотреть рисунки представителей разных народов России, подчёркивает, что все они россияне, значит, в этом их сходство. Предлагает найти различия, обращает внимание на черты лица, элементы костюма. • М Организует работу в парах с заданием 1 на с. 5 в рабочей тетради по алгоритму. Поясняет, почему не надо сразу наклеивать картинки, как можно проверить правильность выполнения задания. • Сообщает о знакомстве не со всеми народами России, а только с самыми многочисленными, а всего в России проживают представители 180 народов и национальностей. — Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов? Посмотрите и подумайте, что в жизни этих россиян вам кажется непривычным? (Традиции и праздники.) • М, П Демонстрирует видеофрагменты, слайды или фотографии с различными народными праздниками (например, Сабантуй, Ханука, Масленица). Спрашивает, какие из этих праздников узнали, в каких принимали участие. • М Организует работу в парах: обращает внимание на условный знак в учебнике (работа в парах); предлагает рассказать, что делают люди в праздничные дни, в каких праздниках довелось принимать участие самим. — У каждого народа свои традиции, то есть проверенные временем правила поведения в семье, в обществе. У каждого народа своя культура, представление о красоте, своя вера. • П Читает текст учебника на с. 13 (религии народов России). Предлагает прочитать вывод Мудрой Черепахи |
• М Анализируют иллюстрации в учебнике, делятся наблюдениями. • М, П Работают в парах по алгоритму: — вырезать картинки из приложения, — разложить их на странице тетради, совещаясь в парах, — проверить работу по учебнику, — наклеить картинки. • М, П Осмысленное восприятие, делятся опытом участия в различных народных праздниках. • М Работают в парах (задание на с. 13 учебника — иллюстрации). • П Слушают (читают) текст учебника |
|||||
4. Подведение итогов |
||||||
• М Предлагает обратиться к записям на доске, сделанным в начале урока, среди записанных слов выбрать названия народов России, проверить, подтвердились ли предположения. Если относительно какого-то слова возникли сомнения, предлагает проверить информацию, используя различные источники (на уроке или во внеурочной деятельности). • П Возвращает обучающихся к учебной задаче урока (вспоминают или читают ещё раз), спрашивает, как можно оценить её выполнение. • М Организует работу с вопросами для самопроверки на с. 13 учебника. Л — Какие новые слова нам сегодня встретились? Что нового для себя узнали? Русские, татары, евреи, карелы, осетины... — мы такие разные, но у всех одна Родина, один общий дом — Россия! Мы, представители разных народов России, должны хорошо относиться друг к другу, чтобы дружно жить в нашей общей стране |
• М Анализируют предложенные в начале урока варианты, отмечают правильные ответы. Проверяют информацию с помощью учителя, используя справочник, Интернет. • П Читают (слушают) вопросы на с. 13 учебника, отвечают на них устно (вслух, в парах или про себя). • М Оценивают свою работу с помощью смайликов. • Л Отвечают на вопрос, осмысляют изученное |
|||||
Дополнительный материал: электронное приложение |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • заканчивают фразу «Я живу в России, я — росси...» Называют кроме русских ещё какой-нибудь народ России. Рассуждают, чем разные народы отличаются друг от друга |
||||||
Дополнительные творческие задания: • в заключение 3-го этапа урока можно предложить совместно составить схему (кластер), иллюстрирующую материал, и с её помощью рассказать о том, что узнали на уроке; • экскурсия в библиотеку школы, приглашение на урок представителя краеведческого музея для выполнения заданий 2, 3 на с. 6 рабочей тетради |
||||||
Самоанализ урока |
||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||||