Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы) |
Тип: изучение нового материала |
|||||||||
Задачи: • учить различать зимующих и перелётных птиц, приводить примеры и называть места зимовки птиц; • учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из иллюстраций учебника, осуществлять самопроверку |
||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные • различать зимующих и перелётных птиц; • объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; • приводить примеры зимующих и перелётных птиц |
Метапредметные • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; • группировать птиц по существенному признаку; • работать в паре: выдвигать предположения, доказывать их и осуществлять самопроверку |
Личностные • проявлять целостный взгляд на мир; • бережно относиться к ценностям природы |
||||||||
Межпредметные связи: Литературное чтение; изобразительное искусство «Лепка птиц» |
||||||||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 16, 17; рабочая тетрадь; электронное приложение; демонстрационная таблица «Перелётные и зимующие птицы»; цветные фишки, атлас-определитель «От Земли до неба» |
||||||||||
Ход урока |
||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
||||||||||
П — Сегодня на уроке мы раскроем одну из самых интересных загадок природы. Давным-давно люди стали замечать, что осенью некоторые птицы куда-то пропадают, а весной появляются снова. Свои наблюдения они сохранили в народных приметах. Например, «Увидал скворца, знай — весна у крыльца», «Чайка прилетела — скоро лёд пойдёт», «Журавли прилетели — тепло принесли», «Прилетел кулик из-за моря, принёс воду из неволья». — Куда же пропадают птицы зимой? |
• П Слушают (читают) народные приметы. • М Высказывают предположения, определяют тему урока |
|||||||||
2. Актуализация необходимых знаний |
||||||||||
• М Разобраться в загадке исчезновения птиц помогут все знания о птицах, которые у нас есть. • Предлагает заполнить первую графу таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал». * Можно предложить выполнить это задание в группах или фронтально, совместно заполняя таблицу на доске. • М Помогает учащимся определить учебную задачу урока и зафиксировать её в графе «Хочу узнать» |
• П Повторяют изученный материал. • М Участвуют в определении учебной задачи урока, записывают её в таблице |
|||||||||
3. Организация познавательной деятельности » |
||||||||||
• П Предлагает подумать, каких птиц называют зимующими, а каких — перелётными. • М Предлагает проверить предположения с помощью учебника. • Организует самостоятельную работу с учебником (определить зимующих и перелётных птиц). * Задание можно выполнить индивидуально или в парах. • П Спрашивает, ответили ли учащиеся на вопрос урока. • М Организует работу в парах с заданием учебника: определить, где зимуют перелётные птицы. * Можно использовать материал электронного приложения. • П Спрашивает, почему некоторые птицы остаются на зиму, а некоторые улетают. Сообщает, что на рисунке в учебнике показана одна из причин этого явления. • М Организует работу с заданием 1 рабочей тетради. • П, М Помогает установить взаимосвязь нового знания с изученным ранее (задание 2 рабочей тетради) |
• М Анализируют значение слов, на основании этого высказывают предположения. • М Читают текст в учебнике, отвечают, каких птиц называют зимующими, а каких перелётными. • П Рассматривают иллюстрации, читают названия птиц, отмечают синими фишками зимующих птиц, красными — перелётных, проверяют правильность выполнения задания с помощью «Страничек для самопроверки», исправляют ошибки. • П Отмечают, что узнали: зимующие птицы остаются в наших краях, какие птицы являются зимующими, а какие перелётными, но куда улетают перелётные птицы, ещё не узнали. Конкретизируют учебную задачу урока. • М Работают в парах: — рассматривают фотографии, высказывают предположения о местах зимовки перелётных птиц; — проверяют предположения, читая текст учебника на «Страничках для самопроверки»; — отвечают на вопрос, где зимуют птицы. • М Извлекают информацию из иллюстрации учебника. • М Устанавливают соответствие между названиями и изображениями птиц, проверяют в группе правильность выполнения задания с использованием учебника или атласа-определителя. Устанавливают причину, по которой некоторые птицы зимуют дома, а некоторые улетают (питание). • П Используют знания, полученные на прошлом уроке, для обоснования перелёта птиц в тёплые страны (близость к экватору) |
|||||||||
4. Подведение итогов |
||||||||||
• П Возвращается к народным приметам, спрашивает, о каких птицах в них говорится, из какой можно узнать о том, куда улетают птицы. Обращает внимание на то, что перелётные птицы возвращаются весной обычно в определённое время, которое люди издавна связывали с различными явлениями природы. • М Организует работу с таблицей «Знаю — хочу узнать — узнал»: заполнение последней колонки. • М Организует самооценку достижений с помощью вопросов в учебнике. • Л Спрашивает, каким птицам помогали зимой |
• П Обобщают материал урока с помощью пословиц. Читают вывод Мудрой Черепахи в учебнике. • М Заполняют третий столбик таблицы (в группах или фронтально), делают вывод о достижении учебной задачи урока. • М Отвечают на вопросы, оценивают свои успехи с помощью смайликов. • Л Устанавливают взаимосвязь между новым материалом и ранее изученным, определяют личностный смысл изучения темы |
|||||||||
Дополнительный материал: Товпинец И. П. Указ. соч., с. 42, 43, 48, 49. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/ч, а для крупных — около 80 км/ч. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птицы, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70—90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. |
||||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные |
||||||||||
Дополнительные творческие задания: |
||||||||||
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
||||||||
Самоанализ урока |
||||||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||||||||