Все уроки Русского языка 9 класс
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении, углубляя и совершенствуя пунктуационные навыки.
Оборудование: учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Синтаксический анализ предложений
Предложения записываются под диктовку учителя в тетради, один ученик записывает на доске.
1) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким (И. Тургенев). 2) Ночь темна, да дорога трудна. 3) Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень (С. Антонов). 4) Небо над берёзовой рощей порозовело, но солнце ещё не показывается (С. Антонов). 5) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Пословица). 6) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка (В. Короленко). Либо арба возит дрова, либо сама идёт на дрова (Пословица).
• Подчеркните главные члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. (Обратить внимание учащихся на односоставное предложение в первом предложении.)
• Определите, какие это предложения, простые или сложные. Почему вы решили, что это сложносочинённые предложения?
• Назовите союзы, которые связывают части сложносочинённых предложений. Какие это союзы, сочинительные или подчинительные? На какие группы по значению делятся сочинительные союзы? Как определить значение союза да?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Ещё древние афиняне уделяли большое внимание не только содержанию речи (внутренней стороне), но и интонационному оформлению мысли (внешней стороне), что способствовало пробуждению интереса к предмету речи, то есть к тому, о чём говорят. Именно интонация позволяет рассказывать, читать с чувством, с толком, с расстановкой. Интонация выделяет в речи то, что является главным. Вспомним Василису Премудрую из русской сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Главная героиня так умела говорить, выделяя главное слово, что речь её то «поднималась» вверх, то «спускалась» вниз.
Таким образом, интонация — это изменение голоса по высоте, силе, темпу, а также паузы в речи.
Сложное предложение всегда интонационно закончено. Мы с вами уже говорили о том, что между частями сложного предложения возникают смысловые отношения.
Какие же смысловые отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?
IV. Изучение нового материала
Объяснение учителя (с попутным конспектированием учащимися основных положений)
Смысловая связь простых предложений, объединённых в сложное, различна. Они могут объединять:
• различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шёл бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла;
• явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (А. Пушкин). В этом случае перестановка предложений невозможна.
Простые предложения в составе сложносочинённого могут обозначать:
• временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. Бианки). (ср.: Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять);
• причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К. Симонов);
• результат того, о чём говорилось в первом предложении: Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пушкин).
Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления: Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, тоже подобную сказке (М. Горький).
Союзы тоже и также стоят всегда внутри второго предложения. Союз также имеет два значения: 1) уподобления, при котором он синонимичен союзу тоже: Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев); 2) присоединения добавочных сведений: На праздник в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также и из других государств. Здесь также равно по значению кроме того. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.
Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать (К. Симонов).
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
а) Установите границы между простыми предложениями в составе сложносочинённых и определите смысловые отношения между ними. Замените, если возможно, соединительный союз противительным и наоборот. Изменятся ли при этом смысловые отношения между частями? Расставьте знаки препинания.
Освещён..ая полуд..ным солнцем нависла густая лиловая туча и над озером покрытым посиневшим льдом вдруг засияла многоцветная радуга (И. Соколов-Микитов). Яркие полосы солнечных лучей пробившись сквозь кровлю деревьев ра..сеивают плотный сумрак и лес окутан..ый этим серебристым светом кажется ещё более величественным (Г. Федосеев). Через несколько лет Дон и Кубань пр..вратили бы это море в прекрасное озеро а сеть насосных станций и каналов ор..сила бы азовской водой степной засушливый Крым (К. Паустовский). В вечерней дреме перелесков темнеют болота а дальше тайга изуродован..ая жалкая (Г. Федосеев).
б) Установите границы между простыми предложениями в составе сложносочинённых с союзом и, определите смысловые отношения между ними: соединительно-распространительные, причинно-следственные, результативные, уступительные, отношения одновременности или последовательности действий. Расставьте знаки препинания.
Волнуемый мечтами по нивам по лугам уставлен..ым стогами задумч..во бр..жу в прохладной (полу)тьме и песнь сама собой сл..гается в уме (Н. Некрасов). Вероятно около самой чёрной тучи л..тали перекати-поле и как им должно быть страшно! (А. Чехов). Перелески обнажились и сквозь чащу деревьев в..дна синяя даль сжатых полей (К. Паустовский). Изредка солнечный луч прорвавшись сквозь чащу деревьев падал на отдельные берёзы и они вспыхивали одна за другой как золотые факелы но (тот)час гасли (К. Паустовский). Уеду и снит..ся мне станут в каком(то) пр..вычном кругу далёкий в лесу полустанок и сосны в глубоком снегу (А. Прокофьев). Я вид..л восход солнца в этом месте десятки раз и всегда предо мною рождался новый мир (по)новому красивый (М. Горький). На ра..свете сгущался туман и капли падали на листики берёзы и листики с каплями тяжелея отрывались и падали на землю (М. Пришвин).
2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»
• Какие предложения называются сложносочинёнными?
• Чем они отличаются от сложноподчинённых предложений? от бессоюзных сложных?
• Назовите союзы, с помощью которых соединяются части в сложносочинённом предложении.
• Дайте ответы на вопросы в форме сложносочинённых предложений со следующей смысловой связью:
Что происходит ранней осенью в лесу? (Одновременность)
Что можно услышать в поле или в лесу? (Последовательность)
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить упражнение учебника (по выбору учителя).