Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Общение. Различные ситуации общения (урок-тренинг) - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: совершенствование умения «входить в положение других людей»; лучше понимать их чувства, мотивы поведения, усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки, эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах, группах.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Вернейший способ узнать человека —
его умственное развитие, его моральный облик,
его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Д. Лихачёв
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Как возникает взаимопонимание между людьми?
• Ощущаете ли вы понимание и поддержку со стороны одноклассников, учителей, родителей?
• В чём причина отсутствия взаимопонимания?
• Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
В жизни нам часто приходиться страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, за то, что обидели. «Счастье — это когда тебя понимают,— говорит герой фильма «Доживём до понедельника». Что же нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Ведь без него не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.
Сегодня на уроке мы дадим ответ на этот вопрос и ещё раз вспомним, каковы же основные функции и законы общения.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Вступительное слово учителя
Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания. Однако это не значит, что надо попытаться угадать, каких слов и поступков от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. «Это стремление,— писал В. Сухомлинский,— может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счёте — подлеца».
Учитесь чувствовать рядом с собой человека!
2. Коммуникативно-психологический тренинг
«Хорошо ли мы знаем друг друга?» (работа в парах)
а) «О чём «говорят» глаза»
Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чём
думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствуют ли они действительному состоянию товарища?
б) «Сопереживание»
Двум ученикам предлагается инсценировать ситуацию: первый ученик делится своей радостью (или огорчением) по случаю, например, получения хорошей отметки по математике, приезда долгожданного родственника, покупки мобильного телефона родителями или в связи с болезнью бабушки, неприятным разговором с учителем, отъездом мамы в длительную командировку и т. п. Второй ученик должен соответствующим образом отреагировать на это сообщение. (Одна и та же ситуация инсценируется разными парами школьников, после чего проходит обсуждение наилучшего способа взаимодействия партнёров.)
в) «Прогнозируем поступок»
Двум-трём ученикам класса, назовём их «испытуемыми», предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитывается ситуация, например, такого содержания: «Вы вошли в подъезд и увидели, что на ступеньках сидят взрослые парни, а с ними девушка и два подростка, и распивают спиртные напитки. Каковы будут ваши действия?»
Предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Эксперимент можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.
3. Чтение-понимание (молча) научно-популярного текста о законах общения (тексты разложены на каждой парте)
Прочитайте текст и сделайте вывод о роли интонации как содержательной характеристики речи.
Язык как средство общения людей состоит не только из слов, предложений, фраз и периодов, но и из той формы произношения слов и предложений, которая называется интонацией.
Каждому актёру известно, что интонация сама по себе является могучим выразительным средством для передачи мысли, что одно и то же слово, сказанное с разными интонациями, приобретает и разный смысл. Что богатство выразительной речи и на сцене, и в жизни достигается умелым использованием интонации в приложении к верно найденным словам. В системе Станиславского этот вопрос удачно определяется формулой «текста и подтекста». Здесь текстом считаются произносимые слова, а подтекстом — мысль, которую нужно выразить, применяя все возможные выразительные средства. Из театральной практики мы знаем, что подтекст всегда богаче, полнее и сложнее текста. Что один и тот же текст может служить для выражения совершенно различных подтекстов (мыслей). Что такие простые тексты, как одно слово «да», при помощи различных интонаций могут иметь самые различные значения — и вопроса, и недоверия, и утверждения, и признания.
Очень важно то обстоятельство, что всеми тонкостями интонации, передающей более сложный и подробный подтекст, чем мог бы быть выражен в тексте, владеют не только актёры, но и все люди вообще.
Основное и единственное различие между применением интонации в жизни и на сцене в том, что актёр специально находит интонации, способные обогатить на сцене тот текст, который ему нужно будет произносить, а в жизни чаще всего мысль человека одновременно выражается в нужных словах, связанных с нужной интонацией.
И в жизни делаем мы это обычно не задумываясь, хотя иногда и очень полезно задуматься о том, как мы это делаем и что из этого иногда получается. Но если каждый человек естественно для себя вкладывает в свой разговорный текст при помощи интонации гораздо больше, чем сам текст значит, то и собеседник его также закономерно воспринимает в речи, направленной к нему, не только текст, но и то же самое богатство подтекста, которое было вложено говорящим в свои слова.
Некоторые люди безуспешно пытаются это отрицать. Нередко приходится слышать, как один из бранящихся бросает другому: «А я вам никаких обидных слов не сказал!» А обидеть можно и без обидных слов: не текстом, а подтекстом.
До сознания большинства людей уже дошло, что чрезмерное повышение голоса может считаться обидным: «А вы на меня не кричите!» Тут уже нет претензий к тексту, а только к силе звука. Но обидеть можно, оказывается, и вполне цензурный текст, не повышая голоса, а интонация будет при этом всё-таки обидная. Таковы неограниченные возможности подтекста и вытекающая из этих возможностей ответственность.
Главный вывод заключается в том, что каждый нормальный человек воспринимает своего ближнего и его отношение гораздо тоньше, точнее и подробнее, чем этому ближнему это кажется. Это подробное восприятие человеком окружающего мира, людей и производит на него гораздо более интенсивное впечатление, чем обычно считают.
(Н. Акимов)
Объясните, что такое формула «текста и подтекста».
4. Коммуникативно-игровой тренинг «Я говорю, мы говорим»
Учащимся предлагается инсценировать разнообразные виды разговоров между людьми (деловых, дружеских, с родителями, учителями, одноклассниками и др.).
ВСТРЕЧА ДВУХ ДРУЗЕЙ
Два одноклассника встречаются у входа в кинотеатр. Один из них только что посмотрел интересный кинофильм.
— Ты откуда?
— Из кино.
— Хорошая была картина?
— Ух, и здорово!
— Что же здорово?
— Да понимаешь, так здорово! Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом понимает... Ну и пошло... Он ему как даст, а тот раз — и в машину. Тут началась погоня. Машина раз, и перевернулась. Тот выскочил и в речку... Ну, в общем, здорово!.. Понимаешь?
— ???
КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ?
Сын приходит из школы. «Как дела в школе?» — спрашивает мама. «Нормально»,— буркнул сын. «Как написал контрольную по математике?» — «Нормально...» — «Ты поел в школе?» — интересуется мама. «Угу, нормально,— бросая сумку в прихожей, уже почти за дверью кричит сын.— Я пошёл гулять».
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РАЗГОВОР
У меня зазвонил телефон. Я снял трубку. «Кто?! — кратко и без предисловий громыхнула мембрана.— С кем я говорю?» Тронутый простотой общения, я несколько растерялся и, не подумав как следует, брякнул первое, что обычно приходит в голову при встрече или звонке. «Здрасьте,— сказал я. И добавил: А вам кто нужен?» «Что?! — переспросила трубка, в свою очередь оторопев от моей бестактности.— Куда я попал?» — «Здравствуйте, товарищ! — окончательно зарвавшись, повторил я.— А куда вы хотели попасть?»
Не в силах выносить издевательства, жертва моего телефонного куража, не нарушая краткости стиля, в сердцах назвала направление, которое вряд ли значится хоть в одном адресном столе мира, и в панике бросила трубку...
Вопросы учащимся
• Какие ошибки были допущены в разговорном общении людей?
• Почему не состоялся разговор мамы с сыном, двух друзей, телефонный разговор?
Попробуйте проиграть эти диалоги ещё раз с учётом требований, предъявляемых к общению двух людей.
5. Выполнение ситуативных упражнений с реализацией различных типов речевого намерения (работа в парах)
В мире музыки
1) Информационный / эмоционально-оценочный
Представьте себе, что у вас должны взять интервью о роли музыки в жизни человека, в вашей жизни. Что бы вы ответили?
Для подтверждения своего мнения можно использовать стихотворение А. Козловского «Спасибо, музыка».
Спасибо, музыка, за светлые леса...
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы все ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно.
Как дети, что любуются водой,
Стекающей по камушкам со склона,
Ослепшие стоим мы над тобой,
А ты над нами, выше на два тона.
Спасибо за лицо твоё в слезах
Над нашими заботами сквозными,
За радость и растерянность в глазах,
За то, что не считала нас святыми.
Прощаешь неудачные слова,
Косые взгляды, мысли и поступки,
Но совесть неподкупна, и уступки
Горят в тебе, как красная листва.
2) Информационный
Ваши зарубежные друзья интересуются музыкальными традициями вашей страны. Что вы им расскажете?
3) Контактный
Вам предстоит встреча с одним из популярных эстрадных певцов, например Ф. Киркоровым. Какие вопросы вы зададите, интересуясь творческими планами артиста?
Остановись, мгновенье!
1) Эмоционально-оценочный
После посещения фотовыставки ваш друг утверждал, что будущее принадлежит фотографии, а портретная живопись изжила себя. Передайте ваш диалог с ним и подчеркните, какой точки зрения придерживаетесь вы.
2) Эмоционально-оценочный
Когда вы были на экскурсии в художественной галерее, экскурсовод, прежде чем рассказать о картине, знакомил экскурсантов с краткой биографией художника. Как по-вашему, правильно он сделал?
3) Информационный
Вам поручили устроить выставку «В гостях у картин». Репродукции каких картин и каких художников вы отберёте?
Вкус и мода
1) Информационный/эмоционально-оценочный
У вас в школе — встреча с художниками-модельерами. Опишите устно модели, которые вам продемонстрировали. Какая из них вам больше понравилась?
2) Эмоционально-оценочный
Вы с подругой собрались в театр. Она считает, что туда надо идти очень нарядно одетой. Вы не согласны с ней. Обоснуйте свою точку зрения в воображаемом диалоге с подругой.
3) Эмоционально-оценочный
Однажды вы услышали такое изречение: «Мода бывает не только на одежду, но и на поведение человека в определённой ситуации». А как считаете вы?
4) Информационный
Вы готовите костюмы к карнавалу «Дети разных народов». Опишите особенности национальной одежды одной-двух стран.
6. Слушание-понимание художественного текста о культуре общения
Послушайте советы писателя А. Маркуши, как управлять своей речью. Какие ещё советы вы могли бы предложить Алёше?
Алёша. Родители на меня за язык обижаются, за мой язык. И не хочу обидеть, а как скажу, так потом извинения просить приходится. И что обиднее всего, вроде я не сам делаю, а кто-то другой за меня несёт. Вы не знаете, против этого есть какое-нибудь средство?
Писатель. Надёжное средство от неуправляемого языка. Чаще всего, как я замечал, неуправляемость возникает в минуту повышенного напряжения, скажем, в споре, особенно если вам кажется, что вас несправедливо в чём-то обвиняют.
Люди отличаются друг от друга — одним удаётся сдерживать себя, подавлять свои порывы, а другим нет, и в результате совсем нежелательное «словоизвержение», за которое порой приходится долго расплачиваться.
Из всех способов управления этим «опасным словоизвержением» лучшим представляется мне отвлекающая абракадабра. Никогда не слышали? Сочините себе что-нибудь такое: «Сидит кот у ворот, раскрывает тихо рот, и не слышно, что поёт. Где же моя крошечка, убежала кошечка». И прежде чем «врезать» свой ответ оппоненту, промурлыкайте про себя эту или какую-нибудь другую подходящую ерунду. Взять свой язык под контроль после такого упражнения много легче. А со стороны вы будете выглядеть просто великолепно: человек отвечает неспешно, взвешивая, обдумывая каждое слово.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Интерактивный прием «мозговой штурм»
Чтобы убедить самих себя в том, что вы отлично знаете всё, о чём мы говорили на уроке: «Общение. Различные ситуации общения», в течение 5 минут подготовьте развёрнутый ответ на тему «Условия успешного общения». Для этого в паре (как сидите за партами) выберите себе роль ученика или учителя.
Сначала (2-3 минуты) просмотрите вместе весь материал в учебнике, вспомните, что вы ещё знаете и можете дополнить по теме.
Затем «ученик» негромко отвечает «учителю» на тему «Условия успешного общения».
Задача «учителя» — с помощью вопроса или прямой подсказки восполнить пробелы в содержании, исправить речевые недочёты.
После этого учитель вызывает пару. Отвечает «ученик», а «учитель» имеет право, задавая вопрос, помочь «ученику».
VI. Домашнее задание
Творческое задание (к следующему уроку развития речи)
Опираясь на материал урока, составить и записать в тетрадь памятку на одну из тем: «Искусство ведения переписки», «Как разговаривать по телефону», «Вежливость на каждый день».