Зачётные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - 2016 год
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ - Урок 2
Фамилия, имя ______________________________
ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1—8.
(1)Начало апреля. (2)Сумерки сгущались незаметно для глаза. (3)Тополи, окаймлявшие шоссе, белые низкие домики с черепичными крышами по сторонам дороги, фигуры редких прохожих — всё почернело, утратило цвета и перспективу. (4)Все предметы обратились в чёрные плоские силуэты, но очертания их с прелестной чёткостью стояли в смуглом воздухе. (5)На западе, за городом, горела заря. (6)Точно в жерло раскалённого, пылающего жидким золотом вулкана сваливались тяжёлые сизые облака и рдели кроваво-красными, и янтарными, и фиолетовыми огнями. (7)А над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея бирюзой и аквамарином, кроткое вечернее весеннее небо.
(8)Медленно идя по шоссе, с трудом волоча ноги в огромных калошах, Ромашов неотступно глядел на этот волшебный пожар. (9)Как и всегда с самого детства, ему чудилась за яркой вечерней зарёй какая-то таинственная, светозарная жизнь. (10)Точно там, далеко-далеко за облаками и за горизонтом, пылал под невидимым отсюда солнцем чудесный, ослепительно-прекрасный город, скрытый от глаз тучами, проникнутыми внутренним огнём.
(По А. Куприну)
Задания
1. Среди предложений 1—5 найдите односоставное назывное предложение. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения. _____________________________________
3. Среди предложений 1—6 найдите предложение(-я) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
4. Среди предложений 5—8 найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 7—10 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
6. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при уточняющих членах предложения.
Точно там,(1) далеко-далеко за облаками и за горизонтом,(2) пылал под невидимым отсюда солнцем чудесный,(3) ослепительнопрекрасный город,(4) скрытый от глаз тучами,(5) проникнутыми внутренним огнём.
7. Среди предложений 7—10 найдите предложение с неоднородными определениями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
8. Замените словосочетание черепичные крыши, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Оценка _________________
Работа над ошибками
Фамилия, имя ______________________________
ВАРИАНТ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1—9.
(1)3емля, скованная стужей, была тверда, точно камень. (2)И всё на ней, мёртво окоченев, хрустело и шуршало под ногами: и побитые травы, и мох, и опавшая листва. (3)Чуткое ухо издалека могло определить, что лесным бездорожьем бредут сотни людей.
(4)Они шли вблизи от опушки. (5)Выходя на участки, они видели в правой стороне куски поля с потемневшими от дождей стожками, с голыми деревьями на пригорках. (6)Подалыне курились дымки. (7)Вечерело. (8)Там, в глубине леса, уже стояли густые сумерки, а на полянках и холмах горели в багрянце одинокие ели. (9)Иногда сквозило стужей, пронизывающей до костей. (10)Люди отворачивали лица, натягивали на уши пилотки, горбились в своих дырявых шинелях, жались друг к другу, стуча сапогами по мёрзлой земле. (11)Болыпинство солдат шли молча. (12)Многие кашляли, задыхаясь, надрывая простуженную грудь.
(По М. Бубеннову)
Задания
1. Среди предложений 4—8 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 7—11 найдите предложение(-я) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
4. Среди предложений 3—6 найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 7—10 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.
6. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при деепричастном обороте.
Люди отворачивали лица,(1) натягивали на уши пилотки,(2) горбились в своих дырявых шинелях,(3) жались друг к другу,(4) стуча сапогами по мёрзлой земле.
7. Среди предложений 8—12 найдите предложение с однородными обстоятельствами места. Напишите номер этого предложения.
8. Замените словосочетание дырявые шинели, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
9. Определите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
Оценка _________________
Работа над ошибками
Фамилия, имя ______________________________
ВАРИАНТ 3
Прочитайте текст и выполните задания 1—9.
(1)В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и беспризорных. (2)В нём детей кормили, одевали и обучали различным ремёслам, а также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров.
(3)Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом, по-итальянски определялось словом консерватория, от латинского слова охранять, сохранять.
(4)На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких приютов, ставших хорошей школой для многих одарённых людей. (5)Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение.
(6)В нашей стране первая консерватория открылась в 1862 году в Петербурге. (7)Её основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн — прекрасный композитор и выдающийся пианист, неутомимый пропагандист музыкальной культуры, музыкальных знаний.
(8)Через четыре года, в 1866 году, консерватория открылась и в Москве. (9)Оба эти старейшие музыкальные учебные заведения дали России много превосходных музыкантов различных специальностей: композиторов, пианистов, скрипачей.
(По Л.В. Михеевой)
Задания
1. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным неопределённо- личным предложением. Напишите его номер.
2. Среди предложений 3—7 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите его номер.
3. Среди предложений 6—9 найдите предложение с обобщающим словом перед однородными членами. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 4—7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.
7. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место,(1) и название консерватория,(2) потеряв свой первоначальный смысл(3), стало означать музыкальное учебное заведение. ____________________________________________
8. Замените словосочетание храмам Италии, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
Оценка _________________
Работа над ошибками
Фамилия, имя ______________________________
ВАРИАНТ 4
Зарницы
Прочитайте текст и выполните задания 1—9.
(1)3арницы...
(2)3емля слушает их. (3)Хлеба слушают их. (4)И то, что нам кажется немотою, для них, может быть, самая сладкая музыка, великий гимн о немыслимо огромном походе хлебов к человеку — от единого колоска, воспрянувшего на груди ещё молодой матери-земли, зажавшей внутри огонь, — к этому возделанному человеческими руками полю.
(5)Сколько же стою я среди хлебов? (6)Час, два, вечность? (7)Ночь без конца и края, такая же ночь, какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колосьев, никого ещё не было на Земле, да и сама Земля клокотала в огне, содрогалась от громов, усмиряя себя во имя будущей жизни.
(8)И не оттого ли в летние ночи, когда издалека сигналят о чём-то зарницы, а хлеба наполняются твёрдостью и могуществом и свято притихшая земля лежит в ярком сиянии, в сердце нашем пробуждается тоска о ещё неведомом? (9)Какие-то смутные воспоминания тревожат тогда человека. (10)И небо в эти минуты словно бы становится вестником нашего перворождения, доносит отголоски тех бурь, из которых возникли мы.
(11)Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. (12)Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землёю они. (13)А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом.
(По В.П. Астафьеву)
Задания
1. Среди предложений 1—5 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.
2. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Напишите его номер.
3. Среди предложений 5—9 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.
4. Среди предложений 2—7 найдите предложение с вводным словом. Напишите его номер.
5. Укажите средство выразительности, использованное в предложениях 2 и 3.
6. Среди предложений 10—13 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.
7. Из предложений 11—13 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
8. Замените словосочетание человеческими руками, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Запишите ответ цифрой.
Оценка _________________
Работа над ошибками