Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Определённо-личные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие об определённо-личных предложениях; формировать умения находить определённо-личные предложения, определять способы выражения главного члена; развивать речевую культуру.
Планируемые результаты: знание особенностей определённо-личного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член определённо-личного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Подберите антонимы к слову слепой, проясните их лексическое значение в словосочетаниях.
Комментарии
В зависимости от контекста антонимами могут быть: зрячий (человек), яркий (шрифт), сильный (дождь), творческое (подражание) и т. д.
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 178 — чтение ремарок.
2. Упр. 179 — чтение и обсуждение инсценировок.
3. Упр. 182 — чтение и обсуждение сочинений.
4. Упр. 183 — подготовленный диктант, выполнение заданий.
IV. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о формах глагола, их значении и средствах выражения
— Вспомните, какие формы имеет глагол, какими средствами выражаются его формы и какое значение они имеют.
(По мере ответов учеников учитель записывает на доске формы глагола и примеры с глаголами-сказуемыми в разных формах.)
Наклонение:
изъявительное (Я учусь в восьмом классе. Ты сделал уроки? Мы будем изучать односоставные предложения); глаголы изменяются по временам;
условное (Я бы сделал уроки раньше. Ты бы отдохнула, если бы сделала уроки раньше. Если бы мы пошли в кино, то не успели бы сделать уроки); глаголы изменяются по числам и в единственном числе — по родам;
повелительное (Пиши аккуратнее! Подойди, пожалуйста. Переходите улицу внимательнее!); глаголы употребляются обычно в форме 2-го лица.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и определения определённо-личных предложений (с. 105).)
3. Подбор примеров определённо-личных предложений
(Примеры подбирают ученики с помощью учителя, лучшие записывают в тетрадь.)
Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
М. Цветаева
Вижу: кто-то скачет на лихом коне.
Друг мой, друг далёкий,
Вспомни обо мне!
А. Фет
Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина?
С. Есенин
Комментарии
Подчеркнём, что для вопросительных и побудительных определённо-личных предложений с главным членом, выраженным глаголом в форме 2-го лица, типично использование обращений.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 184 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение.
2. Упр. 185 — комментированное письмо, выполнение заданий, обсуждение вопросов.
3. Упр. 186, 187 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слово перрон.
— Составьте с этим словом несколько словосочетаний.
VI. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются определённо-личными?
— Как выражается главный член в определённо-личном предложении?
Домашнее задание
1. § 32.
2. Упр. 188, 189 (подготовиться к диктанту).