Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Назывные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о назывных предложениях; формировать умения находить главный член и определять способы его выражения, определять роль назывных предложений в художественной литературе; развивать речевую культуру; воспитывать любовь к предмету.
Планируемые результаты: знание особенностей назывного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член назывного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Просклоняйте существительные иней, знание. Объясните разницу в их склонении. Составьте предложения, в которых эти слова были бы подлежащими.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 173 — чтение распространённых предложений.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, определения назывных предложений (с. 100, 101).)
2. Работа с текстом
— Обратимся к пейзажу, изображённому К.Д. Бальмонтом в стихотворении с тёплым названием “Родное”.
Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка — страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошёл в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
(Учитель открывает записанное на доске стихотворение, ученики переписывают его в тетради.)
— Выделите грамматические основы предложений.
— Чем выражен главный член в большинстве предложений? (Существительным в именительном падеже.)
— Какое значение придают стихотворению главные члены, выраженные существительными в именительном падеже? (Примерный ответ. В стихотворении практически нет действия. Главные члены, выраженные существительными в именительном падеже, передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его “безглагольность” противопоставлена в стихотворении целому миру, мельканью дней.)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 174 — выразительное чтение, устное выполнение, пунктуационный разбор предложения.
2. Упр. 175 — комментированное письмо, обсуждение вопросов и заданий, грамматические разборы на доске.
3. Упр. 176, 177 — устное выполнение, морфемный разбор на доске.
4. Упр. 180 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
5. Упр. 181 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 102).
— Составьте с этими словами словосочетания.
VI. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются назывными?
— Какое время выражают назывные предложения?
— Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
Домашнее задание
1. § 31.
2. Упр. 178, 179, 182 (по выбору), 183 (подготовиться к диктанту).