Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Обособление уточняющих членов
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа:
— Что такое обстоятельство?
— Как выделяются обособленные конструкции в устной и письменной речи?
— Какие члены предложения могут обособляться?
(Далее по вариантам учащиеся делают краткое сообщение об обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах.)
2. Мобилизующий этап
На доске запись:
С утра шел тихий, без ветра дождичек капельками висевший на листьях сучьях и на траве.
Где-то близко, за последним холмом, слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки.
(Г. Федосеев)
И ручеек толкаясь в камнях спешит зовет куда-то вдаль, к неведомым просторам.
(Г. Федосеев)
Там, ниже, мох тощий, кустарник седой.
(А. Пушкин)
Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на количество запятых. От предложения к предложению количество запятых должно увеличиваться.
Учащиеся выполняют задание совместно с преподавателем, обосновывают постановку запятых.
Дополнительные задания к предложениям:
1. Назовите по два слова одной и той же части речи с одинаковыми орфограммами.
2. Укажите слово, в котором по одному признаку звуков должно быть больше, чем букв; по другому — меньше. В действительности их одинаковое количество.
3. Определение темы и цели урока
Учитель. Еще раз прочитайте написанные предложения. Обратите внимание на синтаксические конструкции, которые были сразу представлены в обособленном виде. Подумайте, какую роль они выполняют. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Учащиеся высказывают свои соображения. Формулируют тему урока. При необходимости она корректируется учителем и записывается на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с правилом обособления уточняющих членов предложения; учиться использовать новое правило в устной и письменной речи.
4. Изучение нового материала
1. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.
Ночью, в час, я вышел.
2. Бархат амурский, (или) пробковое дерево, растет в лесах Приморья.
В день начала войны, (то есть) 22 июня 1941 года, я окончил роман «Хмурое утро».
(А. Н. Толстой)
3. Ночью, (особенно) в грозу, спать в шалаше ребятам было страшновато.
Некоторые казаки, и Лукашка (в том числе), встали и вытянулись.
(Л. Толстой)
Выплавка руд многих металлов, (например), меди, требует непременного применения кварца.
Учитель. Приступим к реализации поставленной цели. Прочитайте предложения под номером 1. Определите, какие обстоятельства чаще употребляются как обособленные члены. Скажите, какое место занимает уточняющий член предложения по отношению к уточняемому и каким образом они связываются друг с другом.
Учащиеся формулируют первую часть правила.
Учитель. Прочитайте предложения под цифрой «два». Скажите, при помощи каких союзов могут присоединяться обособленные уточняющие члены к уточняемым.
Учащиеся формулируют вторую часть правила.
Учитель. Прочитайте третью группу предложений. Проведите наблюдения и сделайте необходимый вывод.
Учащиеся формулируют третью часть правила.
Учитель. Обобщите рассмотренную часть нового материала, ответив на вопросы:
1. Какова роль уточняющих членов предложения?
2. Какие члены предложения могут поясняться уточняющими обособленными членами?
3. Как выделяются уточняющие обособленные члены предложения в произношении и на письме?
4. С помощью чего присоединяются уточняющие обособленные члены к уточняющим словам?
Учащиеся делают вывод по всем приведенным наблюдениям. Знакомятся с соответствующей частью параграфа.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1
Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды в частности ягоды смородины.
Там за седыми горами темный нахмурился лес.
(В. Саянов)
Однажды весной я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой.
(М. Пришвин)
Метрополитен то есть подземная дорога является очень удобным видом транспорта.
Выездка или высшая верховая езда по праву считается очень трудным видом конного спорта.
Лето было теплое даже жаркое.
Учитель. Прочитайте предложения. Сгруппируйте их так, чтобы в группах было одинаковое количество предложений.
Выделите уточняющие обособленные члены предложения. Поставьте недостающие знаки препинания.
Ожидаемый вариант: составить три группы предложений в соответствии с проведенными наблюдениями по новому материалу.
6. Изучение нового материала (продолжение)
Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное.
(М. Горький)
Первый великий преподаватель русской литературы, Михаил Васильевич Ломоносов, был прекрасным лингвистом, физиком, химиком, поэтом.
С детства я был равнодушен ко всякой одежде, кроме (помимо) морской.
(К. Паустовский)
Кроме (помимо) картин, в доме было много цветов.
Учитель. Продолжим разговор об уточняющих обособленных членах предложения. Прочитайте два предложения. Выясните, какие еще синтаксические конструкции, кроме ранее рассмотренных, могут употребляться как уточняющие.
Учащиеся проводят наблюдение и делают вывод.
Учитель. Прочитайте следующие два предложения. Определите, каким членом предложения являются в них уточняющие обособленные члены. Какова особенность их использования.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Расскажите весь изученный об уточняющих обособленных членах предложения материал.
Учащиеся обобщают изученное.
7. Закрепление изученного (продолжение)
Упражнение 2
Все деревья уже покрылись зелеными листочками.
Весь май шли беспрерывные дожди.
На деревенской улице никаких звуков не было слышно.
Образец: Все учащиеся дружно работали на уборке картофеля. → Все учащиеся, кроме заболевших, дружно работали на уборке картофеля.
Учитель. Прочитайте предложения. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.
В предложения нужно ввести уточняющие обособленные члены. Поставить знаки препинания.
Упражнение выполняется в парах.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Выделите одно из написанных предложений. Обоснуйте свой ответ. (Одно предложение односоставное, остальные — двусоставные.)
2. Определите, каким членом предложения являются уточняющие обособленные члены. Сравните их синтаксическую функцию с функцией вводного слова. Сделайте вывод.
3. Укажите слово, в каждой приставке которого столько же букв, сколько в корне. (Беспрерывные.)
Упражнение 3
1. Перехватывая поочередно руками сучки и ветви, ... совершают прыжки полеты до пятнадцати метров длиной. Спустившись на землю ... могут ходить и быстро бегать опираясь на ноги и держа туловище вертикально. Самая замечательная их особенность удивительные вокальные способности. Это единственные животные на нашей планете которые поют чистыми тонами подобно нам людям но без слов.
2. Этот зверь очень опасен он хищник. Охотится на самых разнообразных диких животных и легко добывает оленя козла барана волка рысь лисицу или зайца. В их желудках находили лягушек разных птиц и нередко рыб которых зверь очень ловко ловит с помощью своих когтей крючков по-кошачьи.
3. ... это древнейшие животные планеты обладающие огромной физической силой. Питаются животной пищей от жуков и червей до антилоп и быков. Свою добычу подкарауливают у берегов рек и озер на мелководье куда дикие звери приходят на водопой. Набрасываются на жертву внезапно схватывают зубами и топят.
Текст о крокодилах ← Об. оп.
Текст о тигре ← ВП.
Текст о гиббоне ← Об. об.
Учитель. Познакомьтесь с тремя небольшими текстами и дополнительной записью к ним. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно определить, о каком животном идет речь в каждом тексте. Подсказкой в этой работе служат виды, имеющихся в них синтаксических конструкций. В тексте о крокодилах есть обособленные определения. В тексте о тиграх — вводное предложение. В тексте о гиббоне — обособленные обстоятельства.
Эта часть задания выполняется устно, с обоснованием, совместной с преподавателем работе. Записывается текст по вариантам.
Учитель. Во время проверки выполним синтаксическую перекличку. Учащиеся первого варианта должны выделить имеющиеся в их тексте синтаксические конструкции по форме: ее название, способ выделения на письме. Учащиеся второго и третьего вариантов должны найти и назвать такие же конструкции из своих текстов с указанием знаков препинания.
Учащиеся выделяют уточняющие обособленные члены, однородные члены предложения.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Найдите синтаксические явления, которые не упоминались во время работы с текстами.
2. Назовите слова с такими же орфограммами, которые встретились в уточняющих обособленных членах предложения. Предварительно их сгруппируйте.
3. Выполните морфологический разбор части речи, которая в выполненных на уроке упражнениях встретилась один раз. (Речь идет о числительном.)
8. Итог урока
Учитель. Расскажите о роли уточняющих обособленных членах предложения и особенностях их выделения в устной и письменной речи.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.