Обстоятельство (закрепление)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Обстоятельство (закрепление)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

1. Кошки способны воспринимать звуки, недоступные не только людям, но и собакам.

2. С пятилетнего возраста кошка с роковой неизбежностью идет к полной глухоте.

3. Такая замечательная чувствительность временное кошачье преимущество.

4. Уши кошек очень чувствительный аппарат.

Учитель. Прочитайте предложения. Образуйте из них две пары, в которых первое предложение должно содержать утверждение, второе — уточнение этого утверждения. Пары напишите в логической последовательности.

Задание выполняется либо совместно с преподавателем, либо школьниками в группах. Правильный вариант:

первая пара: 1 и 4 предложения;

вторая пара: 3 и 2 предложения.

Учитель. Назовите предложения, в которых пропущены одинаковые знаки препинания. Объясните их постановку.

Составьте цепочку из слов с неповторяющимися орфограммами.

Проводится конкурс на самую длинную цепочку.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Установите, какой член предложения есть в одном предложении-утверждении и одном предложении-уточнении, но отсутствует в оставшихся предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В предложениях Уши кошек очень чувствительный аппарат и С пятилетнего возраста кошка с роковой неизбежностью идет к полной глухоте есть обстоятельства. В оставшихся предложениях они отсутствуют. Значит, тема сегодняшнего урока: Обстоятельство.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, отталкиваясь от темы сегодняшнего и прошлого уроков.

Цель урока: закрепить изученный материал об обстоятельстве; учиться находить обстоятельства в речи, определять его виды; учиться отличать обстоятельство от других членов предложения.


3. Повторение изученного

Учащиеся работают в группах. Каждая группа готовит сообщение об одном из членов предложения: подлежащем, сказуемом, определении, дополнении, обстоятельстве. Необходимое условие: в работе должны принять участие все учащиеся каждой группы.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Кошки-синоптики пока не выдали своего секрета. Может быть, это особая реакция их барабанных перепонок к самым незначительным изменениям атмосферного давления и содержания влаги в воздухе?

С давних пор бытует мнение что по поведению кошки можно узнать погоду и что колдовские чары кошки могут оказывать влияние на нее.

Не веря в колдовские чары кошки, некоторые люди говорят о возможности вовремя приготовиться к дождю. Для этого важно не прозевать в настроении кошки внезапной перемены: наступления задумчивости, прекращения шалостей и погони за собственным хвостом.

image17

Учитель. Познакомьтесь с частями текста и схемой. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока.

Нужно составить текст, ориентируясь на типы и синтаксические особенности составляющих его предложений. Поставить недостающие знаки препинания. Выделить обстоятельства, указать их виды.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Вам предстоит назвать новое словарное слово. Для этого выделите корень в слове лаять. Присоедините к нему приставку слова биквадратный. Ко всему этому добавьте слово, обозначающее воспаление слизистой оболочки носа, предварительно убрав из него ударный гласный. Какое это слово?

Это слово лабиринт.

Учитель. Что такое лабиринт?

Лабиринт — это запутанная сеть ходов, дорожек, сообщающихся друг с другом помещений.

Учитель. Составьте со словом лабиринт предложение так, чтобы в нем было возможно большее количество обстоятельств.

Обсуждаются варианты составленных учащимися предложений. Лучший вариант весь класс записывает.


6. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 2

В зоологии известен такой эксперимент. Экспериментатор поместил взятых из одного дома кошек в закрытые коробки и долго возил их по городу сложными извилистыми маршрутами запутывая следы. После этого поместил подопытный отряд в заранее построенный большой лабиринт с двадцатью четырьмя выходами.

Рассказывают, что во Франции одна кошка-мать вернулась домой через семь месяцев с расстояния семьсот километров. На Урале известны случаи возвращения кошек с расстояния тысяча шестьсот километров.

Кошка запущенная в темное помещение лабиринта бродила там до тех пор пока не находила выхода. Следующая кошка выбирала тот же самый маршрут направленный в сторону их общего дома. Все кошки нашли правильный путь.

Учитель. Прочитайте части текста. Установите их правильную последовательность, ориентируясь на количество обстоятельств в каждой из них. От части к части количество обстоятельств должно уменьшаться. Оставшуюся часть задания сформулируйте самостоятельно.

Нужно поставить недостающие знаки препинания. Выделить обстоятельства. Указать их виды.

Задания к упражнениям 1 и 2:

1. Назовите из первого и второго текста орфограммы, которые есть в предложении, написанном во время словарно-орфографической работы.

2. Установите синтаксические конструкции, которые есть во втором упражнении, но отсутствуют в первом.

3. Найдите в написанных упражнениях обстоятельство, в котором все согласные сонорные (на Урале) и обстоятельство, в котором все согласные глухие твердые (пока).


7. Итог урока

Учитель. Расскажите изученный материал об обстоятельстве.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]