Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Обстоятельство
Ход урока
1. Повторение изученного
Повторение изученного школьники проводят самостоятельно. Одни составляют вопросы по опорному материалу, другие отвечают на них.
Опорный материал:
... члены предложения ...
... главные члены предложения ...
... подлежащее ... выражается ...
... сказуемое ... виды ...
... второстепенные члены предложения ...
... определение ... виды ...
... дополнение ... виды ...
2. Мобилизующий этап
На доске запись:
Эти люди жили в лесу ни с кем не знались и были очень негостеприимны. Однажды к ним зашел какой-то старец и напрасно простояв у ворот проклял недобрых хозяев и велел им жить отныне в берлогах.
Собака по такой же сказке, также была человеком, но ее обратили в пса за неумеренность и жадность в еде.
(По В. Далю)
Учитель. Прочитайте два поверья о том, что медведи и собаки некогда были людьми.
Учащиеся читают вслух.
Учитель. Укажите и напишите поверье, в котором есть все главные и второстепенные члены предложения.
Учащиеся выполняют задание сначала в устной, затем в письменной форме. Объясняют постановку пропущенных знаков препинания.
3. Определение темы и цели урока
Учитель. Уточните, какой член предложения есть в первом поверье, но отсутствует во втором, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В первом поверье есть обстоятельство, которое отсутствует во втором. Значит, тема сегодняшнего урока: Обстоятельство.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого опыт, приобретенный во время изучения определения и дополнения.
Цель урока: уточнить определение обстоятельства; познакомиться с его видами; узнать, чем выражается обстоятельство; учиться отличать виды обстоятельств и обстоятельство от других членов предложения.
4. Изучение нового материала
Учитель. Обратимся к первому поверью. Во время работы с двумя его предложениями составим определение обстоятельства. Установите, какие члены предложения поясняют обстоятельства и что они обозначают. Ответьте на эти вопросы и сформулируйте новую дефиницию.
Учащиеся работают в группах или парах. Проверяется правильность и точность их формулировок.
Карточка 1
Стоило ли будить тебя из-за такой безделицы?
Я пришел узнать новости.
Женщина смеется, и горло у нее вздрагивает, как у певчей птицы.
Учитель. Теперь работаем с предложениями первого поверья и с предложениями карточки 1. Задайте вопросы к каждому обстоятельству. На основании вопросов и смысла, заключенного в обстоятельстве, попытайтесь установить вид каждого обстоятельства и чем они выражены.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1 (Карточка 2)
У сибирских собак и европейских овчарок сохранилось много черт от их диких предков. В поведении и внешнем виде охотничьих собак произошли большие изменения. Продолжительный уход их облагородил и сделал из них аристократов собачьего рода. Например, длинные отвислые уши указывают на то, что эти породы составляют предмет особого внимания человека. Долговременный и тщательный отбор выработал внутренние свойства этих собак и их внешние особенности.
Карточка 3
Маленькую желтую дворняжку звали Фрида. Но желтая дворняжка не должна иметь совершенно желтую шерсть. Дворняжки вовсе не принадлежат к той собачьей породе, на которую природа потратила слишком много внимания и усилий.
В любой дворняжке соединены разные породы собак. Она представляет союз многих собак, не принадлежа в то же время ни к одной из конкретных пород. Дворняжка представляет попытку природы восстановить первородного шакала, который, по мнению многих ученых, был предком собачьего племени.
Научное название шакала означает «желтая собака». Много характерных черт этого животного встречается у собаки- дворняжки. Этот пес очень смел, деятелен, умен, неприхотлив. Он во много раз лучше приспособлен к жизненной борьбе, нежели любой из его хорошо воспитанных родственников.
Учитель. Коль скоро есть предание, что некоторые люди произошли от собак, то стоит подробнее поговорить о собаках. Прочитайте тексты в карточках 2 и 3. Определите, с каким из них сейчас будете работать. Обоснуйте свой ответ.
Учащиеся выбирают текст на карточке 3, так как в его предложениях есть обстоятельства.
Учитель. Сформулируйте задание к тексту карточки 3, учитывая тему урока и формулу:
Предполагающееся задание: из исходного текста исключить предложения, в которых отсутствуют обстоятельства и получить сжатый текст. Учащиеся работают в парах или группах.
Задания к написанному тексту:
1. Составьте цепочку, выбирая из каждого предложения по одному слову с неповторяющимися орфограммами.
2. Исключите каждое из написанных предложений по самостоятельно найденному синтаксическому признаку.
3. Назовите слово с непроверяемой безударной гласной, которое состоит из одной морфемы.
Упражнение 2
Белые медведи (не)приучены к зимней сезо...ой спячке (не) отлеживаются в приготовл...ых заранее благоустроенных берлогах мусоля собств...ую лапу.
Взраще...ые в темноте полярной ночи они прекрасно ориентируются на местности.
Белый медведь крупнейший на планете наземный хищник.
Кажется, они намере...о устремле...ы к бесчисл...ым опасностям и (не)предвид...ым приключениям совершая постоя...ые кочевки среди полирова...ых льдов.
(Не)обыкнов...ая выносливость белых медведей (не)разгада...ая тайна для многих поколений исти...ых исследователей (не)позна...ого.
Он давно привлекает внимание натуралистов.
№ п/п |
Виды обстоятельств |
|||
Места |
Времени |
Образа действия |
Степени |
|
1 |
+ |
|||
2 |
+ |
|||
3 |
— |
— |
— |
— |
4 |
+ |
|||
5 |
+ |
+ |
||
6 |
+ + |
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно расположить предложения в определенном порядке, учитывая виды имеющихся в них обстоятельств. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрыть скобки.
Задания к упражнению:
1. Расскажите о написании не со словами, сгруппировав их по орфограммам.
2. Расскажите о написании н и нн в суффиксах, объединив слова в группы. Начните ответ с группы, к которой относится большее количество слов.
3. Какой случай постановки знака препинания встретился в этом тексте только один раз?
4. Назовите обстоятельства, в которых по какому-либо параметру совпадает характеристика звуков.
6. Итог урока
Учитель. Расскажите все, что вы знаете об обстоятельстве, соблюдая последовательность изложения. Приведите примеры, не звучавшие на уроке.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Дома найдите или составьте предложения с теми видами обстоятельств, которые не встретились в классных упражнениях.