Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Самостоятельные и служебные части речи - Служебные части речи - Морфология и орфография. Культура речи
Результаты обучения. Личностные. Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности. Метапредметные. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. Способность извлекать информацию из различных источников. Овладение приёмами отбора и систематизации информации на определённую тему. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Предметные. Осознание эстетической функции родного языка. Опознавание и анализ языковых единиц — предлогов и союзов. Проведение морфологического разбора предлогов и союзов. Выполнение синтаксического разбора предложений.
Цели: вспомнить различия между самостоятельными и служебными частями речи; совершенствовать навык определения принадлежности слов к частям речи; развивать умение видеть синтаксическую структуру предложения.
Личностные УУД. Формирование осознанного отношения к учебной деятельности. Познавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество в решении учебной задачи.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока. Ответы на вопрос учителя:
— Для чего нужно знать, к какой части речи принадлежит слово? (От принадлежности слова к той или иной части речи зависит и его написание. Например, ожог — существительное и ожёг — глагол; на конце наречий сплошь, вскачь пишется мягкий знак, а на конце прилагательных хорош, пригож мягкий знак отсутствует.)
II. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 51. Беседа по вопросам:
— Каково главное отличие служебных частей речи от самостоятельных? (Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества. Они служат для связи слов и предложений или вносят в предложения дополнительные оттенки смысла.)
— Являются ли служебные части речи членами предложения? (Нет.)
— Назовите служебные части речи, существующие в русском языке. (Предлоги, союзы, частицы.)
— Предлоги, союзы, частицы — изменяемые части речи? (Нет.)
Для формирования целостного представления о системе частей речи в русском языке рекомендуется использовать таблицу “Части речи” из книги Л. А. Поникаровой “Русский язык. Морфология в таблицах и заданиях” (М.: Просвещение, 2007).
III. Активизация и закрепление изученного.
Учащиеся списывают текст, вставляя знаки препинания, определяют, какой частью речи являются слова в предложениях, объясняют условия выбора орфограмм. Выполнять задание рекомендуется не по порядку слов в предложении, а исходя из синтаксического строения, т. е. начиная с грамматической основы и далее задавая вопросы от подлежащего и сказуемого к другим словам.
■ В гнезде было трое (не)уклюжих совсем ещ.. (не)оперивш..хся грачат. Для них мир пока был ограниче..н стенками гнезда свитого из тонких прутьев травы и скреплё..ного гли..ной. (В)верху над ними тихо шумел-позванивал густой шатёр зелёных в..твей старой берёзы. Грачата были очень прожорливы. Едва заслышав знакомый шум они начинали кричать настойч..вее отчая..нее пискливее. Р..дители пр..носили им ж..рных ч..рвей и жучков добытых на ближних пашнях и ог..родах. (По П. Сурееву)
IV. Задание на нахождение и исправление ошибок.
а) Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слова.
б) Наречия, деепричастия, категория состояния, предлоги, союзы, частицы являются неизменяемыми самостоятельными частями речи.
в) Имя прилагательное, имя числительное, местоимение, имя глагол относятся к самостоятельным частям речи.
г) Слово осень — имя существительное, мой — имя прилагательное, пятница — имя числительное, читать — глагол, и — союз, по — предлог.
V. Домашнее задание. § 51. Упр. 325.