Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Сочинение на лингвистическую тему - Категория состояния - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: учить писать сочинение на лингвистическую тему; продолжить формирование представления о русском языке как системе; совершенствовать умение разграничивать категорию состояния, наречие и краткое прилагательное.
Личностные УУД. Воспитание умения принимать и доказывать собственную точку зрения. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Обоснование гипотезы. Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Расширение круга фоновых знаний. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход уроков
I. Синтаксическая разминка. Учащиеся записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.
Язык никогда не устанавливается окончательно, но он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь. (В. Г. Белинский)
II. Проверка домашнего задания. Один ученик записывает на доске морфологический разбор слова категории состояния, называет сказуемые в предложениях.
III. Работа с текстом. Учащиеся читают текст, находят предложение, в котором выражена основная мысль. Определяют, к каким частям речи принадлежат слова в высказывании, изобретённом Л. В. Щербой. Записывают имя учёного и название статьи, где категория состояния была выделена как часть речи. Учитель напоминает, что наименования (названия фильмов, спектаклей, книг) пишутся с большой буквы и в кавычках.
Термин “категория состояния” впервые был введён русским лингвистом, академиком Львом Владимировичем Щербой в статье “О частях речи в русском языке” (1928). Учёный рассуждал о значении самостоятельных частей речи, об их морфологических и синтаксических признаках. Автор статьи отдельно выделил слова категории состояния, отличающиеся от наречий и кратких прилагательных. В многочисленных трудах Щерба обращался к проблемам фонетики, орфографии, орфоэпии, лексикологии.
Льву Владимировичу принадлежит известная фраза “глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка”. Слова лишены лексического значения. Однако сохраняется принадлежность к какой-либо части речи и смысл предложения в целом понятен.
Обладая большим умом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, Щерба внёс значительный вклад в отечественную науку и культуру. (По материалам Интернета)
IV. Сбор материала к сочинению. Учитель даёт задание написать сочинение-рассуждение. Учащиеся вспоминают его структуру, называют типовую лексику сочинения-рассуждения. Далее формулируется и записывается тезис: Категория состояния (не) является самостоятельной частью речи. Обсуждение темы “Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?”. При обмене мнениями возможна попутная запись аргументов, высказанных учащимися. Если дети затрудняются ответить на вопрос, предлагается просмотреть § 12, 28, 34 учебника и определить, по какому алгоритму строится описание любой части речи — представление определённой области явлений действительности с характерными морфологическими и синтаксическими признаками.
Признаки слова как части речи |
Категория состояния — самостоятельная часть речи |
Категория состояния не является частью речи |
Значение |
Обозначает состояние природы и человека |
Обозначает очень узкий круг явлений действительности |
Морфологические признаки и морфемное строение |
Не имеет форм словоизменения (не изменяется) |
Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола или наречиями |
Синтаксическая роль |
Чётко выражена (всегда сказуемое) |
|
Вывод |
Категория состояния — это часть речи, обозначающая состояние природы или человека |
Слова категории состояния не являются самостоятельной частью речи. Это особая группа слов (наречий и глаголов), выражающая состояние природы или человека |
V. Написание сочинения.