Краткие и полные страдательные причастия - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Краткие и полные страдательные причастия - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: показать различие между полной и краткой формой страдательных причастий; учить различать формы кратких причастий и кратких прилагательных; совершенствовать навыки грамотного письма.

Личностные УУД. Самоопределение личности в коллективе. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Осуществление эффективного учебного сотрудничества с учителями и сверстниками.

Ход урока

I. Самостоятельная работа. Ученики, списывая текст, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывают скобки; после этого выполняют синтаксический разбор одного-двух предложений (по выбору учителя).

Одна из францу..ских фирм нач..ла выпуск ул..чных фонарей работающих от солнца и ветра. (Не)большой ветряк с верт..кальной осью уст..новленный на верхушке ф..нарного столба даёт до 400 ватт энергии. Дополнительно на ф..наре установлена солнечная б..тарея. Энергия от этих двух источников запасается в аккумуляторах находящихся (в)нутри столба. С наступлением темноты состоящ..й из белых светодиодов ф..нарь автоматически включается. Срок службы такого ул..чного осв..тительного устройства сто тысяч.. часов. (По материалам журнала “Наука и жизнь”)

II. Проверка домашнего задания. Один ученик зачитывает по тетради упр. 101. В это время второй ученик выписывает из данного текста причастия, определяет их как действительные и страдательные. Затем текст проецируется на экран и класс участвует в проверке задания.

III. Освоение нового материала. Семиклассники читают § 17, отвечают на вопросы. Дополнительно учитель поясняет сущность изучаемого лингвистического явления (в краткой форме прилагательных и причастий происходит усечение окончания), подчёркивает, что действительные причастия краткой формы не образуют, также сообщает, что причастия в краткой форме не изменяются по падежам. Различение кратких причастий и прилагательных необходимо для грамотного написания слов.

IV. Опознавание страдательных причастий. Выписывают причастия в столбик, затем получают задание образовать от них краткую или полную форму. (Гонимый — гоним; томим — томимый. Родимой, тихим, строгим — прилагательные; задремавшую — действительное причастие.)

1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

(М. Лермонтов)

2) Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился. (А. Пушкин)

3) Я хочу быть тихим и строгим.

Я молчанью у звёзд учусь.

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь. (С. Есенин)

V. Работа с учебником. Упр. 103. Комментированное письмо.

VI. Домашнее задание. § 17. Упр. 104.






Для любых предложений по сайту: [email protected]