Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Действительные и страдательные причастия - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: закрепить знание актуального теоретического материала; дать представление о действительных и страдательных причастиях; учить находить действительные и страдательные причастия в тексте.
Личностные УУД. Умение работать самостоятельно. Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательных целей. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД. Умение вступать в учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.
Ход урока
I. Постановка целей урока. Ученики озвучивают свои варианты целей, сравнивают с теми, которые сформулированы учителем и записаны на доске.
II. Проверка домашнего задания. Проверочная работа на знание теории “Допиши предложение”.
Причастие — это...
Причастия бывают ... вида, ... времени.
Определяемое существительное — это...
Зависимое слово — это...
Причастный оборот — это...
III. Освоение нового материала. Работа с § 16. В связи с тем что изучаемая тема с трудом усваивается школьниками, рекомендуется представить информацию целостно и системно в виде таблицы, где отмечены все суффиксы, характерные для действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
|
Обозначают признак предмета, который сам совершает действие |
Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета |
|
Наст. вр. |
-ущ- (-ющ-) — I спр. -ащ- (-ящ-) — II спр. несущий, поющий, держащий, смотрящий |
-ом- (-ем-) — I спр. -им- — II спр. ведомый, читаемый, гонимый |
Прош. вр. |
Основа на гласный — -вш- Основа на согласный — -ш- прочитавший, нёсший |
-ен(н)-, -н(н)-, -т- увиденный, унесённый, прочитанный, вышитый |
IV. Активизация и закрепление изученного. Упр. 99. Комментированное письмо. Упр. 100. Устное обсуждение, письменное выполнение.
V. Домашнее задание. § 16. Упр. 101.