Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Причастие как часть речи - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи
Результаты обучения. Личностные: укрепление нравственных основ личности; осознание эстетической ценности русского языка; расширение словарного запаса. Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; развитие способности извлекать информацию из разных источников; совершенствование умения воспринимать текст на слух; развитие навыка выступать перед аудиторией сверстников; освоение коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми. Предметные: освоение основ научных знаний о причастии; опознавание причастий и причастных оборотов в текстах; умение создавать тексты — описание внешности; овладение орфографическими и пунктуационными нормами русского языка, связанными с правописанием причастий и причастных оборотов.
Урок 18. Причастие как часть речи
Цели: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи; учить опознавать в тексте; показать связь с глаголом и прилагательным.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Структурирование знаний. Построение устного речевого высказывания. Умение опознавать и сравнивать явления. Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Прослушиваются и обсуждаются 2—3 текста-убеждения; говорится о том, что удалось и что не продумано.
II. Освоение нового материала. Учащиеся получают задание установить, от каких слов образованы прилагательные и причастия.
смешной ← смех
открывший ← открыть
большущий ← большой
нёсший ← нести
бородатый ← борода
увлечённый ← увлечь
клюквенный ← клюква
вышитый ← вышить
Учитель сообщает, что причастия обозначают признак предмета по действию и образуются только от глаголов. Причастия можно заменить глагольными конструкциями. Например: звенящий = тот, который звенит; открывший = тот, который открыл. Причастия можно узнать и по вопросам, напоминающим глагольные: что делающий? что сделавший? что сделанный? Далее дети учатся отличать прилагательные типа летучий, дремучий, лежачий от причастий, работают с § 12.
III. Активизация и закрепление изученного.
1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Учащиеся читают текст и называют слова, являющиеся прилагательными и причастиями. Определяют роль причастий в тексте.
■ Поляна, окружённая с трёх сторон лесом, а с севера огороженная увалом, казалась зелёной чашей. Меж зубчатыми вершинами зелёных аллей плавился закат. В промытом дождём, прихваченном первыми утренниками воздухе не дрожало ни одной пылинки. Осенняя яркость зелени удивительно сочеталась с весенней чистотой красок, что бывает только на горных склонах в благодатные солнечные годы да в северных местах. Серая, вытоптанная площадка перед холмом была смуглой и ласковой. (По Г. Николаевой)
2. Работа с учебником. Упр. 73 (устно). Делается вывод, что прилагательные и причастия зависят от существительного, изменяются по падежам, родам и числам. Упр. 74 (устно). Вывод: глаголы и причастия могут быть совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Отмечается, что будущего времени у причастий не существует. Далее ученики выполняют упр. 76. Находят в тексте и называют приметы художественного стиля — сложные цветовые эпитеты, сравнения, метафоры. Получают задание выписать из текста упражнения части речи и слова с орфограммами.
IV. Этап рефлексии. Обсуждение.
— Что на уроке показалось наиболее трудным?
V. Домашнее задание. § 12. Упр. 77. Индивидуальное задание: рассказать о правописании падежных окончаний прилагательных, привести свои примеры.