Публицистический стиль - Тексты и стили

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Публицистический стиль - Тексты и стили

Цели: закрепить представление о публицистическом стиле как о функциональной разновидности языка; уяснить черты текста-убеждения; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Формирование нравственно-патриотических оснований личности. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение устного речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Работа с принесёнными текстами. Примерные вопросы и задания для беседы:

— О чём тексты? (Учитель спрашивает нескольких учеников, отвечают кратко.)

— В каких жанрах работали авторы текстов? Приведите примеры разговорной и торжественной, книжной лексики. Приведите примеры риторических вопросов и восклицаний.

— Как автор воздействует на эмоциональную сферу читателей?

— Почему вы выбрали именно этот текст? Чем он интересен? Насколько ярко проявились в нём стилевые черты?

II. Работа с учебником. Упр. 66. Обсуждение текста. Учитель обращает внимание учеников на особенности жанра публичного обращения: сообщение слушателям цели собрания (мы пришли сюда, чтобы обсудить), на обозначение важности вопроса (вопрос имеет величайшее значение), на чёткое определение своей точки зрения (я утверждаю, что), убеждающая оценочная лексика (справедливый и выгодный мирный договор). При выполнении упр. 67 учащиеся усваивают этикетные черты устного выступления — уважительное обращение к аудитории, высказывание благодарности слушателям.

III. Анализ текста. Ученики прослушивают текст, кратко пересказывают, формулируют основную мысль. Затем текст проецируется на экран, дети выписывают из него ключевые фразы (русский язык; самый трудный и самый сложный; россиянин; хорошо знать; русская кровь; люблю народ, страну; живу в России). Отвечают на вопрос:

— Является данная лексика нейтральной или стилистически окрашенной? (Слова принадлежат книжной, общественно-политической сфере; придают высказыванию серьёзный, официальный, убедительный характер.)

■ Для меня русский язык — самый трудный*, самый сложный** в мире! Иностранцам, наверное, тоже очень трудно его учить. Но я ведь россиянин и поэтому считаю, что всежители России должны знать свой язык очень хорошо. Я думаю, что это плохо, когда в нашей стране некоторые с большим желанием учат иностранные языки. И ещё хуже, когда делают это для того, чтобы уехать из России навсегда.

Мне кажется, что, если человек родился и вырос в России, живёт здесь, он должен знать родной язык назубок. Я — русский, во мне течёт русская кровь. Я люблю свой народ, свою страну всем сердцем и понимаю, что мне стыдно не знать русского языка. Ведь я живу в России. (И. Качанов)

* Трудный (нар. трудно) — требующий больших усилий, напряжения.

** Сложный (нар. сложно) — состоящий из нескольких частей, многообразный.

IV. Составление и запись плана текста-убеждения. Предлагается создать текст-убеждение на тему “Цените и уважайте русский язык!”.

Примерный план с опорными фразами.

1. Обращение к классу.

2. Сообщение цели. (Я хочу сказать... Я буду говорить о том, что.)

3. Привлечение внимания к проблеме. (Думаем ли мы о.? Часто ли обращаем внимание...? Осознаём ли уникальность русского языка?..)

4. Важность проблемы. (Язык — это прошлое и настоящее, это мысли и переживания народа; по речи можно многое сказать о человеке, вспомним “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”.)

5. Чёткое высказывание своей точки зрения. (Я думаю... Я уверен... Я знаю... Стараться грамотно говорить и писать, правильно ставить ударения; формулировать мысль просто и ясно; быть внимательным к слову.)

6. Убеждающая оценочная лексика (богатейший, сложный, уникальное явление; язык межкультурной коммуникации; язык-посредник для многих народов).

7. Что нужно сделать для укрепления престижа русского языка? (Давайте уважать; быть внимательными; ценить и удивляться; изучать.)

V. Домашнее задание. Упр. 69.






Для любых предложений по сайту: [email protected]