Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Самостоятельные и служебные части речи - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: дать обзорную характеристику служебным частям речи, показать их отличие от самостоятельных частей речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Обозначьте части речи в предложениях:
Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.
Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.
Комментарий. Имена существительные - ночь, известия, лужах, ногой, ледок; имена прилагательные - тонкий; имена числительные - третью; местоимения - мне, меня; глаголы – хрустит; причастия – встревожившего; деепричастия – ломаясь; наречия - уже, чуть-чуть; слова категории состояния - спалось, подмораживает; предлоги - из-за, на, под; частицы - вот, не; союзы - и; междометия - увы.
Эти предложения содержат все существующие части речи.
II. Чтение и анализ сочинений-рассуждений на лингвистическую тему
Важно отметить весомость аргументов, доказательность рассуждений, независимо от того, за или против утверждения о самостоятельности слов категории состояния как части речи они высказаны.
III. Обзор темы “Самостоятельные и служебные части речи”
1. Слово учителя.
Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела “Морфология” - “Служебные части речи”. Мы увидели, что в предложениях “Лингвистической разминки” собрались все части речи - и самостоятельные, и служебные. Мы можем сократить эти предложения до основ:
Мне не спалось. Подмораживает, хрустит ледок.
- Чем отличаются эти сокращенные предложения от исходных? (Они не рисуют такой полной и ясной картины, как исходные.)
- Слово какой служебной части речи осталось в сокращенных предложениях? Почему? (Частица не. Смысл предложения совершенно поменяется, если опустить эту частицу. Это доказывает необходимость, важность служебных частей речи.)
2. Чтение и обсуждение теоретического материала учебника - § 47, с. 131.
- В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?
- Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи?
- Изменяются ли служебные части речи?
- Имеют ли служебные части речи лексическое значение? (Обсуждение.)
Комментарий. Для аргументированного ответа заглянем в словарь русского языка. Он содержит словарные статьи не только о самостоятельных, но и о служебных частях речи. Например, предлогу на в четырехтомном Словаре русского языка под ред. Евгеньевой посвящено более двух страниц, выделено 34 значения. Они проявляются с определенными падежами (винительным и предложным), зависят от речевой ситуации, выражают различные отношения.
Так что утверждать, что служебные части речи не имеют самостоятельного лексического и грамматического значения, мы не можем. Другое дело что служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 284: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.
Дополнение: кроме предлогов (в, над, о, у) и союзов (когда, и, точно), выделим еще частицу (ж).
Домашнее задание
1. § 47.
2. Придумать 2-3 предложения, содержащие все части речи.