Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Фонетика и орфография - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ
Цель: закрепить знания по фонетике; развивать орфографическую зоркость учеников; развивать навыки фонетического разбора, навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный диктант; задания по занимательной лингвистике.
Ход урока 1
I. Лингвистическая разминка
1. Подобрать синонимы к слову бежать. (Мчаться, лететь, нестись и т. д.)
2. “Четвертое лишнее”: у какого слова нет антонима?
Катет, медленный, утро, любить. (Катет.)
3. “Четвертое лишнее”: какое из этих слов является историзмом?
Длань, ямщик, выя, паки. (Ямщик, остальные слова - архаизмы: длань - ладонь, рука; выя - шея; паки - опять, снова.)
II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 14.
Два человека у доски делают морфологический разбор слов наклоняюсь и двойного, двое других - фонетический разор слов землю, твоя. В это время выразительно читаем текст упражнения, затем по цепочке проверяем орфограммы и пунтктограммы, выполняем словарную работу, потом слушаем отвечающих у доски.
2. Упражнение 15.
Читаем специальные слова (термины), например: русский язык - суффикс, морфология, лексикография, орфограмма; литература - эпитет, инверсия, ямб, хорей; математика - гипотенуза, слагаемые, делитель и т. д.
В это время два человека у доски записывают сложные предложения с некоторыми из этих слов, выделяют основы предложений.
III. Повторение темы “Фонетика и орфография”
1. Беседа по вопросам (с. 9).
Дополнительные вопросы:
- В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах, примыкающих к другим словам, переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)
Для сильных классов:
- Есть ли в русском языке слова с мягким “ж”? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко - “ж” смягчается. В древнерусском языке “ж” было мягким. Об этом говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.)
2. Фонетический разбор слов.
Сгореть - 2 слога
с - [з] - согл., звонк.
г - [г] - согл., звонк.
о - [а] - гласн., безуд.
р - [р’] - согл., звонк.
е - [е] - гласн., уд.
т - [т’] - согл., глух.
ь - [-]
(7 букв, 6 звуков)
Чувство - 2 слога
ч - [ч] - согл., глух.
у - [у] — гласи., уд.
в - [-]
с - [с] - согл., глух.
т - [т] - согл., глух.
в - [в] - согл., звонк.
о - [а] - гласн., безуд.
(7 букв, 6 звуков)
Напоминаем, что главное при фонетическом разборе - помнить, что нас интересуют прежде всего звуки, мы записываем то, что слышим.
3. Работа с упражнением 17.
Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик).
Задание: подобрать примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.
Класс делится на пять групп. Четыре группы подбирают примеры из каждой из четырех строф, пятая группа отвечает на вопрос: “Какая особенность русской фонетики объясняет возможность рифмы в последней строфе?”
Примеры:
1-я строфа - в словах вода и пронзает первая буква о обозначает звук [а], а в словах светло, стекло последняя буква о обозначает звук [о]; в слове недвижнее буквы еобозначают звук [и]; а в слове глубине - звук [е].
2-я строфа - в словах избы, буграм и божий буква б обозначает звук [б], а в словах березы и глубиной буква б обозначает звук [б’].
3-я строфа - в слове звездочет буква д обозначает звук [д], а в слове звёзд буква д обозначает звук [т]; в слове высоты буква в обозначает звук [в], а в слове великий буква вобозначает звук [в’]”.
4-я строфа - в словах будто, вид буква д обозначает звук [т], а в словах древний, душе буква д обозначает звук [д].
Ответ на вопрос: по законам русской фонетики согласные в слабой позиции (на конце слова и перед глухими согласными) оглушаются - [вит], [хранит].
IV. Подготовленный диктант
Диктуем текст упражнения 16 (стихотворение Н. Заболоцкого).
Задание: сделать фонетический разбор слов лениться (1 вариант) и поблажку (2 вариант).
Справка:
лениться - 3 слога
л - [л’] - согл., звонк.
е - [и] - гласн., безуд.
н - [н’] - согл., звонк.
и - [и] - гласн., уд.
т - [т] - согл., глух.
ь - [-]
с - [с] - согл., глух.
я - [а] - гласн., безуд.
(8 букв, 7 звуков)
поблажку - 3 слога
п - [п] - согл., глух.
о - [а] - гласн., безуд.
б - [б] - согл., звонк.
л - [л] - согл., звонк.
а - [а] - гласн., уд.
ж - [ш] - согл., глух.
к - [к] - согл., глух.
у - [у] - гласн., безуд.
(8 букв, 8 звуков)
Примечание: в слове “лениться” сочетание “ться” можно записать как [ца], тогда звуков - 6.
Домашнее задание
1. Вопросы с. 10.
2. Упражнения 18, 19.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
1. Рассказать русский алфавит, назвать количество гласных, согласных.
(На первый взгляд, задание элементарное, однако очевидно, что далеко не все ученики хорошо помнят алфавит. Подчеркнем необходимость четкого знания алфавита в повседневной жизни: в алфавитном списке приводятся названия различных объектов и фамилии в справочниках, слова в словарях и т. д.)
2. Подумайте, в чем особенность фразы.
Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей же чаю.
(В этой фразе представлены все буквы русского алфавита.)
Можно дать задание для желающих: придумать свою фразу, в которой были бы все буквы русского алфавита.
II. Проверка домашнего задания
1. Ответы на вопросы с. 10.
Комментарий. Орфография изучает правописание слов. Это слово - калька греческих слов: орфо - правильно, графо - пишу.
Выбор орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков.
Например, в корнях с чередованием гласных е и и выбор зависит от гласной после корня. Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишем и: выберу - выбирать, блестеть - блистать. То же относится к выбору гласных в корнях – кос- - -кас-: коснуться - касаться.
В приставках на з - с выбор согласной зависит от следующего за приставкой звука. Если это гласный или звонкий согласный, пишем з, если глухой согласный, пишем с: разбить, изумительный, воспитание. Другие приставки не имеют вариантов и пишутся всегда одинаково: подписать, надбавка.
В сочетаниях со всегда мягкими согласными ч, щ не пишется ь: точка, мощный, закончить.
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных выбор буквы после шипящих и ц зависит от качества гласного звука: если он ударный - пишем о, если безударный - пишем е: лучом, сердцем; большого, но большего.
Примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием: сделать [зд’елат’], лестница [л’есн’ица], очарование [ачираван’ийе], медлительно [м’идл’ит’илна], лёд [л’от], встретиться [фстр’ет’ица], ёж [йош] и т. д.
2. Проверка упражнений 18 и 19.
По цепочке проверяем слова с орфограммами, указываем слова, употребленные в переносном значении. В это время трое учеников выполняют у доски фонетический разбор слов (звезды, сережки, ярким); четвертый делает схему 3-го предложения из упражнения 19.
III. Работа с учебником
1. Упражнение 20 выполняем по вариантам с последующей взаимопроверкой: нечетные слова - 1-й вариант, четные - 2-й вариант.
2. Чтение и разбор текстов упражнения 21.
Вариант краткого пересказа второго текста:
Издаваемые нами звуки - это звуки речи, с ними связано определенное значение. Для человеческой речи важны звуки, которые различают слова, несут какой-то смысл. Значение слова изменится и вас неправильно поймут, если хотя бы один из звуков заменить.
Домашнее задание
1. Вопросы с. 12.
2. Упражнение 22.