Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Лексика и фразеология - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ
Цели: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный диктант, задания по занимательной лингвистике, словарная работа.
Ход урока
I. Орфографическая разминка
Игра “Мягкий знак или твердый знак?”
Учитель называет слова. Если слово с твердым знаком, ученики поднимают правую руку, если с мягким - левую. Некоторые слова не содержат ни твердого, ни мягкого знаков, тогда и руки поднимать не надо. В отдельных словах есть оба знака - поднимаем обе руки.
Темп игры зависит от уровня подготовки класса, но к концу игры темп желательно повысить. Слова, вызвавшие затруднение, желательно записать в тетради.
Сельдь, подъем, роскошь, мрачный, плащ, съешь, панцирь, фотосъемка, ладья, молодежь, изъян, объяснение, обезьяна, затишье, фальшь, стараться, прочь, мощность, пеночка, январский, разъехаться, отрежьте, безъядерный, лучший, пенальти.
II. Проверка домашнего задания
Взаимопроверка упражнения 13. Устно объясняем постановку знаков препинания, называем однородные члены предложений.
III. Повторение темы “Лексика и фразеология”
1. Беседа по вопросам (с. 7).
Комментарий к вопросу № 3:
В приведенных в словаре учебника значениях слова “грамота” общим является значение “ПИСАТЬ”.
Комментарий к вопросу № 5 (примеры):
диалектизмы - баить (говорить), кочет (петух);
профессионализмы - суффикс, гипотенуза;
жаргонизмы - склянки (часы), полундра! (берегись!) (из морского жаргона);
устаревшие слова:
архаизмы - очи, ланиты (щеки);
историзмы - городовой, конка.
- В чем отличие архаизмов от историзмов?
Историзмы обозначают понятия, исчезнувшие из современной жизни: дворовый (в значении “крепостной человек, прислуживающий в доме помещика”), исправник - начальник уездной полиции в дореволюционной России; писало - костяная или деревянная палочка для выдавливания букв по бересте.
Архаизмы - устаревшие, вышедшие из общего употребления слова, сохранившиеся лишь в древних текстах и в поэтической речи: ланиты - щеки, лилейный - белый, чело - лоб и т. д.
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 13: комментированное письмо.
Упражнение 16: выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик), определение фразеологизмов (воду в ступе не толочь; и день и ночь; держи... в черном теле; не снимай... узды; дать... поблажку; последнюю рубашку... сорвет); выделение орфограмм (устно).
IV. Синтаксический разбор предложения
Своей подсказкой ты оказал мне медвежью услугу.
- Обратим внимание на фразеологизм (медвежью услугу) - нерасчленимое сочетание слов, которое в предложение служит дополнением.
V. Занимательная лингвистика
- По каким признакам можно сопоставить слова “барство” и “рабство” с точки зрения лексики? (Эти слова можно рассматривать как антонимы. Кроме того, эти слова - анаграммы; они состоят из одних и тех же букв.)
Домашнее задание
1. Вопросы с. 9.
2. Упражнения 14, 15.