Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Развитие речи. Описание картины Е.Н. Широкова Друзья - НАРЕЧИЕ
Цели: совершенствовать навыки описания произведений живописи; развивать воображение учеников, навыки устной и письменной речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, устное описание, сочинение по картине.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра “Четвертый лишний” (устно)
Затемно, досуха, сначала, издавна.
(Лишнее слово - затемно, на конце суффикс о, у остальных наречий - суффикс а.)
Докрасна, строго, изредка, изначально.
(Лишнее слово - строго, оно без приставки, у остальных наречий есть приставки.)
II. Беседа по картине Е.Н. Широкова “Друзья”
Опираемся на вопросы упражнения 249.
Дополнительные вопросы:
- Есть ли у вас собака, кошка или другое домашнее животное?
- Считаете ли вы своего питомца другом?
- Случались ли у вас ситуации, подобные изображенной на картине Широкова?
- Какова композиция картины?
Комментарий. Пространство картины занято двумя фигурами. Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное. В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга, делит с ним одиночество, которое подчеркнуто пустой белой стеной.
Чем огорчен мальчик? Может быть, у него случилась какая-то неприятность, и он делится переживаниями со своим другом. А может быть, собака заболела: она свернулась на подстилке, поджала задние лапы, а голову положила на переднюю лапу. Возможно, мальчик хочет утешить, поддержать друга, помочь ему. Рука мальчика легко лежит на боку собаки, он тихонько гладит ее.
Проникаешься грустным настроением картины и вспоминаешь своего четвероногого друга...
III. Устное описание картины
IV. Написание черновика сочинения
Домашнее задание
Написать сочинение по картине Е.Н. Широкова “Друзья”.