Буквы о и а на конце наречий - НАРЕЧИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Буквы о и а на конце наречий - НАРЕЧИЕ

Цели: показать условия выбора правописания о и а на конце наречий; повторить способы образования слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, написанного на доске; объяснить правописание наречий.

Завещ...я собра(н, нн)ую им ко(л, лл)екцию к...ртинру(с, сс)ких художников Москве Павел Михайлович Третьяков писал Для меня ист...(н, нн)о и плам...(н, нн)о люб...щего ж...вопись (не, ни) может бытьлу...шего ж...лания как пол...жить нач...ло обществе(н, нн)ого всем доступного хранилищ... изящ...ных иску(с, сс)тв приносящ...го многим пользу, всем уд...вольствие.

Дополнительное задание: сделать морфологический разбор слова лучшего.

(Завещая собранную им коллекцию картин русских художников Москве, Павел Михайлович Третьяков писал: “Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие”.)

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании о и е после шипящих на конце наречий.

2. Упражнение 243: проверка по цепочке.

III. Изучение темы “Буквы о и а на конце наречий”

1. Работа с теоретическим материалом учебника (§ 41, с. 112-113): рассмотреть таблицу, ответить на вопросы, дополнить таблицу своими примерами.

2. Комментарий: надо учитывать, что приставка из- имеет вариант с глухой согласной - ис-.

- В каких случаях возможна такая приставка? (Когда после приставки следует глухая согласная: искоса, исчерна.)

- Почему в словах исправно, доходчиво, современно на конце пишется о? (Эти слова образованы от прилагательных с приставками: исправный, доходчивый, современный.)

IV. Тренировочные упражнения

1. Упражнения 245, 246: комментированное письмо.

2. Упражнение 247: самостоятельная работа; морфологический разбор слова расположиться выполняется на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 248: подготовка к изложению.

Комментарий. Слова, с помощью которых выражается отношение к персонажам и их действиям:

яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (котенок), поспешно, сердито, гневно (женщина).

- Как называются эти слова с точки зрения художественной выразительности? (Эпитеты.)

- Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков? (Мальчики бездействуют, равнодушно ждут, что произойдет. Поэтому автор не наделил этих героев эпитетами.)

V. Изложение с творческим заданием

Домашнее задание

1. Прочитать § 41.

2. Упражнение 249: подготовка к описанию картины Е.Н. Широкова “Друзья”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]