Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Различение частицы не и приставки не- - ЧАСТИЦА
Цели: закрепить знания учеников о частице не и приставке не-: развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Подготовленный диктант (по упражнению 392).
II. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
- Расскажите о функциях частицы ни.
- Как отличить частицу ни от составного союза ни - ни?
2. Упражнение 391: устный разбор.
III. Изучение темы “Различение частицы не и приставки не-”
1. Слово учителя.
Все, о чем говорится в параграфе о правописании частицы не и приставки не- вы уже знаете. Теперь важно потренироваться на конкретных примерах различать эти частицу и приставку. Легкой задача кажется лишь на первый взгляд.
Обратимся к басням И.А. Крылова.
2. Запись под диктовку на доске и в тетрадях, разбор предложений.
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
“Неблагодарная!” - примолвил Дуб ей тут.
Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Так делать нечего: пришло писать указ, чтоб виноватую предать позорной казни.
Комментарий. В первом предложении старая форма глагола, она пишется с приставкой не-, во втором - глагол с тем же корнем, но он пишется с отрицательной частицей не раздельно. В третьем предложении личное местоимение в косвенном падеже пишется с отрицательной частицей не раздельно. Так же пишется не с глаголом в четвертом предложении. В пятом примере перед нами приставка, а в шестом (невежда) не- является частью корня. Наконец, в седьмом предложении - случай слитного написания не- с местоимением, в данном случае не- - приставка.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 393: выразительное чтение (можно включить аудиозапись песни), комментированное письмо.
2. Упражнение 394: самостоятельная работа.
V. Словарная и орфоэпическая работа
- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 172, 178, 180, 181, в словарики; поставьте ударение, составьте предложения с частицами.
Старательно, карикатура, сатира, недосягаемый, вы правы, они правы, она права.
Домашнее задание
1. § 68.
2. Упражнение 395: письменно.