Образование степеней сравнения наречий (продолжение). Обучающее изложение - Степени сравнения наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Образование степеней сравнения наречий (продолжение). Обучающее изложение - Степени сравнения наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) тренировать умение различать простые и составные формы степеней сравнения прилагательных и наречий; 2) тренировать умение учащихся письменно излагать текст с сочетанием разных типов речи.


I. Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий (повторение – проверка домашнего задания)

Организуя повторение сведений об образовании степеней сравнения наречий и прилагательных (упр. 524) в слабом классе, попросим отдельных учеников предварительно составить на доске опорные записи-схемы (см. этап I урока 70, с. 19 учебника) и сконцентрируем на них внимание семиклассников.

Послушаем выразительное чтение отрывка из романа М. Лермонтова (упражнение 523) и проследим, чтобы в процессе анализа выразительных средств, использованных автором, ученики отметили не только лексические средства (такие тропы, как эпитеты – более голубого и свежего утра, зелёных вершин, умирающей прохладой, сладкое томление, радостный луч, молодогодня, радужных лучей, дымную даль; метафоры – золотил (луч), дыхание ветра, серебряным дождём; сравнение – сходились непроницаемой стеной), но и средства синтаксические - восклицательные предложения, инверсию (например, в первом предложении) и т. д.

После этого предложим учащимся подробно проанализировать значение и грамматические характеристики форм степеней сравнения прилагательных (более голубого и свежего, малейшем, уже, синее, страшнее) и наречия (больше).


II. Обучающее изложение (упр. 526)

Важно, чтобы учащиеся обратили внимание на использование в тексте Д. Гранина всех типов речи: повествования (рассказ о событии прошлого с последовательной сменой действий), описания (природы, психологического состояния человека), рассуждения (обоснование жизненных выводов, к которым приходит рассказчик, анализируя смысл события прошлого).

Поможем учащимся понять главную мысль текста, подведя в ходе обсуждения текста к рассуждению о том, что поступок отца рассказчика, показавшийся поначалу жестоким предательством, оказался для сына настоящим уроком жизненной стойкости, сохранившей ему жизнь в годы войны. Отец научил сына преодолевать свой страх, что помогло тому выстоять в самые трудные минуты жизни. Главная мысль текста может быть сформулирована примерно так: «Подлинная любовь близких людей проявляется в стремлении не оградить от трудностей, а закалить в борьбе с ними, воспитав жизненную стойкость и подготовив таким образом к самостоятельной жизни».

Предоставим учащимся возможность самостоятельно составить план текста, а затем внести в него необходимые коррективы в ходе совместной проверки. План может быть примерно следующим.

1. Неожиданное «предательство».

2. Запечатлённая в памяти красота.

3. Плыву!

4. Новое понимание произошедшего.

5. Урок жизненной стойкости.

После этого учащиеся ещё раз внимательно перечитывают текст, закрывают книги и приступают к письменному изложению текста. Напомним семиклассникам о том, что при изложении его содержания необходимо сохранить особенности его типологической структуры.

Прежде чем ученики слабого класса приступят к работе, потренируем их в устном пересказе текста (по частям в соответствии с пунктами плана), обращая их внимание на те языковые средства, которые необходимо сохранить, чтобы текст не утратил ни эмоциональности, ни содержательности.


Д. з.: 1) упр. 522; 2) индивидуальное задание – упр. 528.






Для любых предложений по сайту: [email protected]