Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Образование степеней сравнения наречий - Степени сравнения наречий - Текстоведение
Цели урока: 1) формировать представление о механизме образования простых и составных форм степеней сравнения наречий; 2) формировать умение правильно образовывать формы степеней сравнения наречий и проводить их морфологический разбор.
I. Механизм образования степеней сравнения наречий (задания, текст, схема на с. 19, упр. 516)
Чтобы облегчить учащимся слабого класса работу с первым заданием на с. 19, предоставим им возможность пользоваться схемой, предварительно составленной на доске учителем.
Образование степеней сравнения качественных прилагательных
Сравнительная степень
|
Превосходная степень
|
Предоставим учащимся возможность самостоятельно построить ответ по второму заданию перед текстом. Важно, чтобы после внимательного чтения текста при выполнении второго задания на с. 20 учащиеся отметили:
- грамматическую омонимию форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий (Ветер сегодня сильнее; Ветер сегодня дует сильнее);
- сходство механизма образования составной формы сравнительной степени прилагательных и наречий: слова более (менее) присоединяются к форме положительной степени (исходной форме, обозначающей признак вне его прямого сопоставления с другими проявлениями этого признака) прилагательного или наречия (Ветер сегодня более сильный; Ветер сегодня дует более сильно);
- сходство механизма образования отдельных составных форм превосходной степени прилагательных и наречий: слова наиболее (наименее) присоединяются к форме положительной степени прилагательного или наречия (Работа сегодня выполнена наиболее качественно; Эта фабрика выпускает наиболее качественную продукцию).
Обратим внимание учеников на принципиальные отличия в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий:
- простая форма превосходной степени прилагательных образуется с помощью суффиксов -айш- (-ейш-), простая форма превосходной степени наречий – с помощью суффиксов -айше (-ейше);
- составная форма сравнительной степени наречий может быть образована путём присоединения местоимения всего (всех) к простой форме сравнительной степени (глубже всех).
В процессе работы с упражнением 516 подведём учеников к выводу, что простые формы превосходной степени наречий сохранились в речи лишь в единичных устойчивых сочетаниях (покорнейше благодарю, строжайше запрещено), а для выражения значения превосходной степени обычно используются составные формы.
II. Особенности образования сравнительной степени наречий (упр. 517, 518)
Поможем учащимся в ходе выполнения упражнения 517 прокомментировать особенности образования простой формы сравнительной степени наречий, например: «При образовании простой формы сравнительной степени наречия кисло ударение смещается на формообразующий суффикс -ее – кислѐе. При образовании простой формы сравнительной степени наречиязвонко происходит чередование согласных к//ч: звонко – звонче. При образовании простой формы сравнительной степени наречия жидко происходит усечение производящей основы и чередование согласных д//ж в корне: жидко - жиже».
Напомним учащимся слабого класса, что при составлении предложений по фотоколлажу в упражнении 518 необходимо сравнить по степени проявления признаки действий(а не предметов), названных, например, глаголами лететь, погружаться. Проведём предварительную совместную работу с этим упражнением, попросив ребят устно составить соответствующие предложения, а затем записать их в тетради, подчеркнув формы степеней сравнения наречий как член предложения (обстоятельство).
III. Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий (упр. 520)
Организуем совместную работу с первым предложением, приведённым в упражнении 520, чтобы семиклассники ещё раз осознали: формы степеней сравнения прилагательных обозначают большую (меньшую, наивысшую) степень проявления признака прилагательного, а формы степеней сравнения прилагательных обозначают большую (меньшую, наивысшую) степень проявления признака действия, и на этом основании эти формы легко различить. Чтобы облегчить учащимся работу с предложениями 2–7, подробно прокомментируем первые примеры: «Милей – это простая форма сравнительной степени прилагательного милый, так как обозначает большую степень проявления признака предмета: цветы (каковы?) милей. В предложении эта форма выступает в роли сказуемого. Живее - это простая форма сравнительной степени наречия живо, так как обозначает большую степень проявления признака действия: пробуждают (как?)живее. В предложении является обстоятельством образа действия».
Д. з.: 1) упр. 524; 2) упр. 523 (см. примечание).
Примечание. Предложим учащимся подчеркнуть формы степеней сравнения прилагательных и наречий как члены предложения.
Резерв – упр. 519.