Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ВИДЫ СОЮЗОВ
Цели:
1. Закрепление умения видеть и характеризовать союзы.
2. Закрепление умения конструировать предложения по схеме и заданию.
3. Орфографический и пунктуационный повтор.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Напомнить, что во всех предложениях домашнего задания должны быть выделены (взяты в кружок) союзы.
2. Чтение предложений из упр. 317, характеристика союзов.
3. Самопроверка, самооценка по упр. 323 (читающему - отметка в журнал; возможны двое читающих - 1-й и 2-й абзацы, 3-й абзац).
II. Диагностика усвоения.
1. Запись предложений под диктовку (диктуется сразу двум вариантам).
Задание: записать без ошибок, поставить запятую, выделить союзы.
I вариант
1) Птица встрепенулась и не то свистнула, не то как- то резко проскрипела клювом.
II вариант
1) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.
I вариант
2) Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.
II вариант
2) Синица на море пустилась; она хвалилась, что хочет море сжечь.
I и II варианты - общее
3) Через полчаса дом был заперт, и старик похаживал один по комнатам, ожидая, что вот-вот раздадутся пять условных стуков. изредка заглядывая в окно и ничего не видя, кроме ночи.
Проверить знаки препинания по схемам, найдя нужную (записаны на доске) Возможный вариант проверки: учитель проверяет работы у сидящих за последними партами учеников, они, по проверенным работам, у своего варианта.
III. Орфографическая «дуэль».
«Сражаемся» с предлогами. Сначала маленькая тренировка перед «дуэлью».
• Вспомните (на доске)
Найдите производный предлог в паре:
в течение — в течении
вследствие - в следствии
не смотря - несмотря на
ввиду — в виду
на встречу — навстречу
Словосочетания для дуэли: показалось из-за туч, вследствие дождей, ввиду жары, насчет экспедиции, наподобие шляпы, наперекор судьбе, действовать вопреки рассудку, несмотря на непрекращающиеся снегопады, в течение получаса, шел» не смотря под ноги, вследствие медленной работы, согласно желанию, вблизи невиданного дома, подъем наподобие террас.
Самопроверка по написанному на доске. У желающих учитель может взять на проверку. Словосочетания, в написании которых ошиблись, записать в предложении, соответствующем схеме [], ().
IV. Диагностика усвоения.
На листах раздаточного материала.
Задание: расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. На полях листов - характеристика союзов, встретившихся в предложении.
1) Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к начальнику.
2) Хотя я не совсем бьп с ним согласен, но чувствовав, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы.
3) Вскоре они к ней сильно привязались, потому_что нельзя было ее узнать и не_полобить.
4) Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчача, ибо в высшей степени была одарена скромностью.
5) Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не_располагать ни одною копейкою.
6) Он успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя и качал головой.
7) Кибитка тихо подвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону.
Все предложения взяты из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Другой вариант (проще).
1) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимание сторожей.
2) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах.
3) Все возы, потому_что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.
4) Чичиков не_заметил, как въехал в середину обширного села.
5) Всюду, где лес был пореже, лежали на земле холсты лунного света.
V. Домашнее задание: упр. 320, 322 (2), 308.