Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ДЕФИС В НАРЕЧИЯХ
Цели:
1. Закрепление умения написания наречий.
2. Формирование умения писать наречия через дефис, слитно и раздельно.
3. Формирование умения орфографического анализа текста.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Задание: в тексте (написан на доске или на листах раздаточного материала) найдите наречия, написание которых вы можете объяснить (они подчеркнуты; это можно сделать в слабо подготовленном классе).
Гвоздик насилу вылез из туфли кверху, втайне надеясь наконец узнать, какая у него хозяйка и как она поживает, и тотчас же услышал: «Ой!».
Вмиг решив, что у нее, по-видимому, большие неприятности. Гвоздик высунулся еще чуть-чуть, чтобы незаметно все разглядеть. Но хозяйка наскоро вбила его снова вглубь «Ишь, гордая! -в сердцах трескуче прошептал он. - Не хочет, чтобы другие видели, как ей живется».
(По Ф. Кривину.)
Порядок ответа:
1) слитное - раздельное написание наречий насилу, кверху, втайне, наконец, тотчас, вмиг, в сердцах);
2) НЕ с наречиями (незаметно);
3) о-a на конце наречий (наскоро, снова):
4) о-е на конце шипящих (еще, трескуче).
II. Изучение нового материала.
1. У нас остались два наречия, написание которых мы еще не умеем объяснить: по-видимому, чуть-чуть. В материале § 15 найдите объяснение этим написаниям (пункты 1 и 5).
2. Запишите правило дефисного написания наречий в виде схемы:
3. К эти схемам запишите по 2-3 любых наречия из упр. 243.
III. Тренировочные упражнения.
1. Творческий диктант.
1) Запишите словосочетания, заменив некоторые слова наречиями на -о, -а:
идти в правую сторону (вправо), расстаться на долгое время (надолго), беседовать без стеснений (запросто).
2) Продолжить словосочетаниями, дополненными наречиями, образованными от причастий и прилагательных, записанных на доске, при помощи суффиксов -о, -е.
На доске: певучий, горячий, блестящий, неуклюжий.
Выступать на концерте ...(блестяще), танцевать ...(неуклюже), приветствовать друзей ...(горячо), говорить ...(певуче).
3) Продолжаем строчку наречиями, написанными слитно - раздельно, выбранными из учебного материала на с. 94-95: послать письмо... (без толку, до востребования, за границу, на память, с перепугу): болтали... (без умолку, до полуночи, на бегу, на радостях); читаем все... (без разбору, в меру, до упаду, за полночь, на совесть, с ходу).
4) Продолжаем записью наречий с приставкой не-, которые надо подобрать в качестве синонимов к словам, записанным на доске: низко, медленно, мало: летел... (невысоко), сделать... (немного), бежал... (небыстро).
5) Заканчиваем наречиями, употребленными через дефис, взятыми из упр. 243 (с которыми еще не работали): читаем... (по-русски), отдадим... (когда-нибудь), решить... (по-хорошему), визжать... (по-заячьи).
IV. Актуализация знаний.
Упражнение 244 по образцу (2-3 слова).
V. Домашнее задание: упр. 243, 244 закончить.