Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Повторение трудных случаев орфографии: правописание О—ЕЁ после шипящих, окончаний существительных, НЕ с разными частями речи
Лексическая разминка
- Дайте краткое толкование значений заимствованных слов.
Толерантность ___________________________________
Иммунитет______________________________________
Импонирует _____________________________________
Эксклюзивный___________________________________
Конфиденциальный_______________________________
Орфоэпическая разминка
- Е или Ё должно быть в следующих словах?
Аф(е,ё)ра, быти(е,ё), оп(е,ё)ка, ос(е,ё)длый, св(е,ё)кла, голол(е,ё)дица, новорожд(е,ё)нный.
- В каких словах произносится звук [т’]?
Тест, тент, текст, тесто, тезис, тенденция, детектив, бутерброд, термос, тембр, теннис, бижутерия, антитеза, свитер, терапевт.
Орфографический тренинг
1 |
Сопоставляем! |
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) кумач..вый флаг, он нелеп и смеш..н, пораж..н; 2) нож..вка, подж..г дом, стаж..р; 3) ноч..вка, молодож..ны, туш..нка; 4) в недоумени.., в ине.., в каждом мгновени.. 2 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) не пришёл вследстви.. болезни, в случа.. отсутствия, разговор о гени..; 2) в течени.. года, в заключены., доклада, в следстви.. по делу; 3) побывали в планетари.., в течени.. реки, впоследств.. выясним; 4) фасол..вый, юрод..вый, милостивый. 3 В каком ряду во всех словах написание НЕ одинаковое? 1) (не) известная нам планета, (не) подстриженный до сих пор газон, (не) часто встречался; 2) (не) готовы подписать, (не) взирая на формальности, (не) доставало сил, (не) способен выполнить; 3) (не) исследованные пути, вовсе (не) интересный фильм, (не) охота выходить; 4) дорога (не) длинна, стоит (не) дёшево, (не) решённый пример по алгебре, стви.. по делу. |
О—Ё после шипящих и Ц: 1. В корне: если подбирается однокоренное слово с е (необязательно ударной), то пишите в корне ё. 2. В суффиксах и окончаниях под ударением пишите О, кроме окончаний глаголов, суффиксов причастий и отглагольных сущ. — в них пишется ё даже под ударением. 3. Будьте внимательны со словами-омонимами: ожог (сущ.) — ожёг (глаг.), поджог (сущ.) — поджёг Различаем! Предлог вследствие (=из-за) и сущ. с предлогом в следствие (и); Предлог в течение (=в продолжение) и сущ. с предлогом в течении, в продолжении. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В XX веке мы явно перенасытились рассудочностью. (2)И теперь не знаем, чего ждать от нынешнего состояния, — это уже тупик или есть ещё какие-то перспективы на привычном пути?
(3)На протяжении многих веков жизнеспособность человечества в немалой степени определялась существованием двух полюсов, двух метафизических оснований его бытия — на Востоке и Западе. (4)Сколько раз из мистических глубин восточной мудрости черпал западный рационализм духовные истины, неожиданные для логической мысли решения. (5)Они спасали Запад на перевалах истории, когда разум умолкал в бессилии и требовался новый взгляд на ситуацию. (6)Нынче Восток бросился в погоню за Западом по уже накатанной колее. (7)Теперь и здесь в цене интеллект, высокий уровень IQ.
(8)Рационализм становится хозяином мира. (9)С какой непохожей системой жизни может встретиться в перспективе глобальная цивилизация, где найдёт “разнообразие живое”, чем будет обновляться, что иное ассимилировать?
(10)Или неизбежно деградирует и угаснет, как угасли народы, оказавшиеся “изолянтами”? (11)Непрерывные диалоги нужны и внутреннему миру человека, прежде всего между его духовным началом и основным инструментом земной жизни — разумом. (12)Внутри человека тоже есть “Восток” и “Запад”.
(13)В начале XIX века А.С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире.
(14)В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. (15)3а два столетия многое изменилось. (16)Нынче эпитет “умный” — наиболее желанный и почётный для людей, а сам разум — признанный авторитет при решении любых проблем. (17)Однако теперь он окончательно “с сердцем не в ладу”. (18)Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрёл. (19)При всех внешних достижениях в опустошённом рационализмом внутреннем мире “умных” тревожно, тускло, убого. (20)В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. (21) Они увидели в нём земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.
(В. Петров)
1. Объясните с помощью подбора синонимов лексическое значение слов
АССИМИЛИРОВАТЬ (предложение 9) _________________
ДЕГРАДИРОВАТЬ (предложение 10).__________________
2. В каком значении употреблено слово КЕСАРЬ в предложении 21?
3. Выпишите из предложения 4 слово, требующее орфоэпической пометы. Сделайте её.
4. Назовите способы образования следующих слов: БЕССИЛИЕ (предложение 5) ___________________, СТОЛЕТИЕ (предложение 15) ___________________, ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ (предложение 3) ___________________, УВИДЕЛИ (предложение 21). ___________________ _____
5. Выпишите из предложения 6 все словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.
6. Определите часть речи у слов ЕЩЁ (предложение 2) ___________________, ВНУТРИ (предложение 12) ___________________, СКОЛЬКО (предложение 4) ___________________, ЧЕМ (предложение 9) ___________________, ИНОЕ (предложение 9) ___________________ _______________________________
7. В предложениях 13-21 найдите все местоимения, подчеркните их в тексте соответственно их синтаксической роли, подпишите над ними разряд.
8. Выпишите грамматические основы из предложений 7-9.
9. Среди предложений 3-8 найдите простое предложение, связанное с предыдущим с помощью наречия. Укажите его номер.
10. Найдите все союзы в предложениях 8-12. Выпишите их, указав разряд (сочинительный или подчинительный) и функцию в предложении.
11. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоимения. Укажите его номер.
12. Объясните знаки препинания в предложениях 2, 11, 20.
13. Среди предложений 1-10 найдите сложное с однородными придаточными. Укажите его номер, сделайте схему.
14. Укажите номера предложений, в которых используются следующие средства выразительности:
а) устойчивые выражения _________________________
б) риторический вопрос___________________________
в) антитеза_____________________________________
г) синтаксический параллелизм_____________________
15. Определите основную мысль этого текста. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте своё мнение. Прокомментируйте те мысли автора, которые показались интересными. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.