Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
О-А на конце наречий и в окончаниях числительных
Лексическая разминка
- Выберите нужное слово (слова в скобках — паронимы), подчеркните его.
1. Предложенное решение вопроса кажется (проблемным, проблематичным).
2. За лето в компании произошли (значимые, значительные) изменения.
3. Ты так часто принимаешь (желаемое, желательное) за действительное.
4. Сложилась абсолютно (нестерпимая, нетерпимая) обстановка.
5. Необходимо (бережно, бережливо) относиться к памятникам архитектуры.
6. (Аристократичные, аристократические) манеры сразу выделили его из толпы.
7. Его приёмы доведены до (совершенства, совершенствования).
8. Он стал (дипломатом, дипломантом) этого конкурса в 15 лет...
Грамматическая разминка
- Поставьте слова в скобках в нужной форме.
1. В (полверсты) от дороги начинался глухой лес.
2. Наша дача находится в (полчаса) езды от города.
3. Накануне экзамена я работала до (полночь).
4. Пусть это произойдёт (полчаса) позже.
5. Крапива очень сильно (жечься).
6. Пожалуйста, (заехать) за мной после обеда.
7. Ребята, (пойти) в кино.
Орфографический тренинг
В каких словах пишется А? |
Вспоминаем! |
1 1) издавн..; 2) засветл..; 3) влев..; 4) досух..; 5) снов.. 2 1) трист..; 2) девяност..; 3) шестер..; 4) четырест..; 5) нет ст.. человек. 3 1) к девяност.. машинам; 2) нет сорок., человек; 3) о девяност.. днях; 4) о ст.. пятидесяти участниках; 5) в тысяч., девятьсот пятнадцатом году. |
1. Слово окно подскажет вам суффикс -а- или -о- в конце наречия, если его подставить в наречие после конкретной приставки (из окна — издавна); 2. У числительных 40, 90, 100 в род., дат., пред л. падежах пишется в окончании а 3. Триста, четыреста — в им.п. окончание -а! |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Пожалуй, нет необходимости опровергать очевидную мысль, что “все искусства разные”. (2)Уместнее вспомнить фразу, некогда сказанную юным Моцартом своему строгому отцу: “Вы совершенно правы, как и я совершенно прав, мой любимейший отец”. (3)Признаем же значительность чёткого деления искусств на разные виды — выразительные и изобразительные, пространственные и временные. (4)Но попытаемся изобразить жизнь искусств не как цепь бесконечных расхождений, а как бесконечный процесс взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения средств художественной выразительности — ритма и звука, краски и жеста. (5)Именно так рождается диалектическая взаимосвязь общехудожественного и музыкального. (6)Ведь испокон веков музыка выполняла связующую роль в системе искусств, и примеров этому несть числа.
(7)В древности это было единство мелодии и ритма с жестом и словом, возникшее и получившее развитие в обрядах. (8)Храмовое пение в Средние века взаимодействовало с риторикой, архитектурой, скульптурой, объединяя их.
(9)В воображаемом движении муз от пространства внешнего мира (архитектура) к внутреннему миру человека (музыка) отразилась сеть духовной культуры.
(10)Удивительную роль играла музыка в эпоху романтизма. (11)Как известно, романтический 19-й век взлелеял идею синтеза искусств, причём синтеза особого, “панмузыкального”. (12)Это означало, что в художественном произведении, к какому бы виду или жанру оно ни относилось, ценили прежде всего музыкальность — олицетворение гармонии и непосредственности неизреченных чувств. (13)Границы, разделяющие искусства, как бы не замечались.
(14)Вдумайтесь в известное высказывание Роберта Шумана: “Образованный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник — на симфониях Моцарта. (15)Более того, для скульптора каждый актёр становится неподвижной статуей... для художника стихотворение превращается в картину, музыкант же перекладывает картину в звуки”. (16)Романтики-музыканты подтолкнули поэтов и живописцев к поискам эмоциональной “звукообразности”, которая изначально присуща музыке. (17)С тех времён вошли в арсенал изобразительного искусства и поэзии такие понятия, как “красочный аккорд”, “цветовая гамма”, “певучая линия”, “цветовая гармония”, “музыкальность стиха”.
(Л. Рапацкая)
1. Какие устойчивые сочетания употребляет автор в предложениях 1-10? Выпишите их. Объясните их значение.
2. Определите по контексту значение слова ПАНМУЗЫКАЛЬНЫЙ (предложение 11). Приведите пример слова с такой же приставкой.
3. Какую метафору и с какой целью употребляет автор текста в предложениях 15, 16? Выпишите её.
4. В предложениях 10-12 найдите олицетворение. Выпишите его. С какой целью использует автор данное средство выразительности?
5. Среди предложений 8-13 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер, выпишите приложение с его определяемым словом.____
6. Среди предложений 1-4 найдите сложное(-ые), в состав которого(-ых) входит безличная грамматическая основа. Укажите его номер.
Определите способы образования слов УМЕСТНЕЕ (предложение 2) ________________, ВЗЛЕЛЕЯЛ (предложение 11) ________________, ВЗАИМОВЛИЯНИЯ (предложение 4).
Из предложений 5-7 выпишите все частицы.
7. Среди предложений 10-16 найдите сложное, в котором есть обстоятельственная придаточная часть уступки. Напишите его номер. Сделайте схему, охарактеризуйте его.
8. На основании чего автор утверждает, что именно музыка выполняла связующую роль в системе искусств? Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения. Напишите сочинение- рассуждение.