Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Буквы ы и и после приставок - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с правилом написания букв ы и и после приставок (орфограмма 28); научить правильно писать слова с данной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильного написания.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Установление аналогий. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.
Ход урока
I. Орфографическая разминка. Словарный диктант “Продолжи сам” (учащиеся дополняют каждую позицию собственными примерами, графически обозначают орфограммы): 1) разбирать, вытирать, ...; 2) опасный, прекрасный, ...; 3) разгорелся, выгореть, ...; 4) цыганский, куцый, ...; 5) жёрдочка, щёчка, ...; 6) прикоснуться, касательная, ...; 7) беречь, хочешь, ...; 8) сургуч, лещ, ...; 9) растение, заросли, ... ; 10) съёмка, объяснение, ... .
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка: проверить правильность проведённой дома выборки, графического обозначения орфограмм.
III. Изучение темы урока.
1. — Выявите особенности написания слов, сравнив их состав.
играть |
наиграться |
подыграть |
искать |
выискать |
обыскать |
имя |
поимённый |
безымянный |
интерес |
преинтересный |
безынтересный |
иметь |
заиметь |
возыметь |
2. Слова из крайней правой колонки запишите. Используя материалы учебника (с. 109—110), графически обозначьте в них орфограмму 28. От каких корней можно образовать слова с приставками меж- и сверх-? (Сверхинтересный, межигровой.)
3. Упр. 197, 198. При выполнении данных упражнений есть возможность закрепить умение определять способ образования слов.
Учитель обращает внимание на то, что слова, включённые в упражнения, образуются разными способами. Приставка сверх- имеет значение “очень высокая степень какого-либо качества” и участвует в образовании слов приставочным способом от существительного и прилагательного: сверхидея, сверхизысканный. Приставочным способом образуются глагол подытожить и прилагательные безыскусственный, безызвестный; прилагательные безымянный, безынициативный, безынтересный1 образуются от существительных приставочно-суффиксальным способом; розыск — бессуффиксным способом от глагола.
4. При анализе слова розыск требуется обратить внимание на варианты приставки раз-/рас- — роз-/рос-. Учитель предложит учащимся сопоставить пары слов и выявить, когда пишется какая гласная (о — под ударением): разыскать — розыск; разыграть — розыгрыш; расписать — роспись; развалить — розвальни; разливать — розлив; раздать — розданы. Лексическая работа: розвальни (низкие и широкие сани без сиденья); паронимы подпись — роспись.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Самостоятельное выполнение упр. 200.
V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка выполненной работы, коррекция допущенных ошибок.
VI. Домашнее задание. Выбрать из художественных текстов или составить самостоятельно пять предложений с изученной орфограммой.
1 Слово безынтересный имеет двойную мотивацию.