Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с чередованием гласных а — о в корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов-; обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием; закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными.
Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Подача учебного материала в форме таблицы. Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Совместная работа.
Ход урока
I. Словообразовательная разминка.
— Сгруппируйте слова по способам образования: подставка, подстаканник, подтекст, подножка, подход, подкуп, подраздел, подворотничок, подливка.
(Приставочный: подтекст, подраздел; суффиксальный: подставка, подливка; приставочно-суффиксальный: подстаканник, подножка, подворотничок; бессуффиксный: подход, подкуп.)
II. Проверка домашнего задания. Письмо по памяти. Дополнительное задание: определить способ образования слов перелив, предрассветный.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель сообщает учащимся о группе корней, в которых также имеется чередование гласных. Это корни -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов-. Сравните: склониться, поклон, кланяться; творить, творчество, тварь; плавучий, плавательный, пловец. В этих корнях выбор гласной в безударной позиции диктуется традицией, как и в корнях -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. Поэтому запомнить надо только тот вариант, который пишется без ударения: “Без ударения пиши: -гор-, -клон-, -твор-, -зар-, -плав-. Но помни исключения: утварь, пловец, пловчиха”. (Рекомендуется запоминать корни не в паре, а в том варианте, который встречается без ударения.)
2. Осложнённое списывание. Упражнение вынесено на доску, работа идёт под руководством учителя. Учащиеся комментируют правописание, графически выделяют орфограммы, обозначают буквой ч корни с чередованием.
А. 1) В окно скл_нился древний клён. (А. Пушкин) 2) Я плакал на з_ре, когда померкли дали. (С. Есенин) 3) Г_рит восток з_рёю новой. (А. Пушкин) 4) Он видел в ней красу тв_ренья! (В. Козлов) 5) Не сплю, но спящим притв_рился. (А. Кольцов) 6) Погиб и кормщик и пл_вец! (А. Пушкин) 7) Напрасно я ходил на покл_ненье в обители к великим чудотворцам. (А. Пушкин)
Б. Покл_ниться, притв_риться, стихотв_рение, оз ренье, попл_вок, укл_няться, благотв_рительный, пог_релец, оз_рять, накл_нилась, спл_влять, натв_рить, дог_рает, раств_ритель, скл_нение, утв_рь, обг_ревший, тв_рец, з_рницы.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Упражнение на различение похожих корней. Задание: записать слова в столбики, сгруппировав их по лексическому значению. В словах с чередованием над корнем написать букву ч.
Озарить, разориться, озорной, разорительный, озорничать, зарево, позорный, обзор, беспризорный, озорник, прозорливый, узорчатый, озарённый, зарница, опозориться, зоркий, разорение, озорство, зорюшка.
2. Составление итоговой таблицы “Чередование гласных в корнях слов”. Предлагается в основу таблицы положить такую формулировку: “Выбор гласной зависит от...”
В сильном классе учитель может расширить группу корней с чередующимися гласными за счёт корней -скак- — -скоч- (скакать — вскочить, исключения: скачок, скачу, скача); -им- — -а-(-я-), -ин- — -а-(-я-) (снимать — снять; начинать — начать), а также представить корни, выбор написания гласной в которых зависит от лексического значения: -мок-(-моч-) со значением “пропускать жидкость” — -мак- со значением “погружать в жидкость”; -равн- со значением “равный, наравне, одинаковый” — -ровн- со значением “прямой, гладкий, ровный” (исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень).
Возможный вариант таблицы.
Выбор гласной зависит от следующего за корнем суффикса -а- |
Выбор гласной зависит от следующей за ней согласной |
-Бира- — -бер-; -мира- — -мер-; -пира- — -пер-; -тира- — -тер-; -дира- — -дер-; -жига- — -жег-; -стила- — -стел-; -блиста- — -блест-, -блесн-; -чита- — -чет-. Исключения: сочетать, сочетание, чета. -Каса- — -кос-; -им- — -а-(-я-), -ин — -а-(-я-) |
-Лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-. Исключения: отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, подростковый (производное от подросток). -Скак- — -скоч-. Исключения: скачу, скачок, скача |
Выбор гласной зависит от безударной позиции |
Выбор гласной зависит от лексического значения |
Без ударения пиши: -гор-; -клон-; -твор-; -зар-; -плав-. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь, утварь, пловец, пловчиха |
-Мок- (-моч-) — “пропускать жидкость”; -мак- — “погружать в жидкость”; -равн- — “равный, наравне, одинаковый”; -ровн- — “прямой, гладкий, ровный”. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень |
V. Подведение итогов урока.
— По каким признакам можно узнать корни с чередующимися гласными?
VI. Домашнее задание. Прочитать стихотворение И. Никитина “Рассыпались звёзды, дрожат и горят...”, выписать из него в два столбика слова — с чередующимися гласными в корнях слов и с проверяемыми гласными, обозначить орфограммы.