Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Текст. Тема и основная мысль текста - Текст
Результаты обучения. Личностные: уважительное отношение к русскому языку; осознание красоты и выразительности речи, роли слова в выражении мысли; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: адекватное понимание фактуальной информации, представленной в теоретических материалах; владение разными видами чтения; использование разных механизмов чтения; передача информации через ключевые слова; соблюдение норм построения текста в устной и письменной форме; самостоятельный поиск информации с использованием разнообразных источников, в том числе Интернета; предметные: знание стилей речи, признаков текста, средств связи предложений; осознание роли начальных и конечных предложений текста; умения определять тему, основную мысль текста, озаглавливать его, характеризовать тексты по форме, виду и типу речи, выделять ключевые слова, соблюдать нормы построения текста, создавать повествовательный текст, исправлять недочёты в выборе средств связи между предложениями в тексте, составлять заявление и объяснительную записку по образцу.
Урок 15. Текст. Тема и основная мысль текста (§ 13, 14)
Цели урока: расширить знания учащихся о тексте, его основной мысли и теме; дать представление о формах текстов и видах речи, о языковых средствах связи предложений в текстах; научить соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Групповая работа. Выступление перед аудиторией сверстников.
Ход урока
I. Орфографическая (пунктуационная) разминка.
Учитель выбирает одну-две орфограммы (или пунктуационных правила), на правописание которых были допущены ошибки в контрольной работе, и использует текст задания I из неё для перехода к беседе по теме урока. (Полностью работа над ошибками выносится в домашнее задание.)
II. Работа по теме урока с использованием материалов учебника.
1. Учащиеся по группам готовятся к учебному диалогу о тексте на основе известных им сведений, определяют понятия: текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок текста, затем читают теоретические сведения на с. 34, 37, 38, работают со схемой упр. 65.
2. Упр. 60. В процессе работы можно использовать групповую форму деятельности, предоставив учащимся возможность использовать рассуждение-доказательство для обоснования своей точки зрения. Работа заканчивается выразительным чтением текста.
При выполнении упражнения следует особенно внимательно подойти к выделению слов, связывающих предложения в абзацах, чтобы вывод о средствах связи, представленный на с. 35, явился следствием проведённого анализа. Учитель рекомендует учащимся воспользоваться цветными карандашами (либо текстовыми выделителями), сделать запись выдержек:
1-й абзац: 1) кипрей→ 2) около кипрея→ 3) вокруг кипрея→ 4) этот цветок... теплоту→ 5) в этой теплоте ... кипрея;
2-й абзац: 1) кипрей... с соснами→ 2) это их сторож (защитник, нянька);
3-й абзац: 1) у кипрея... он→ 2) цветок.
Поскольку объём материала, выносимого на урок, достаточно значителен, а предлагаемые для работы тексты велики, учителю следует (в зависимости от подготовленности класса) решить, будут ли учащиеся записывать данный текст полностью или ограничатся частичной записью.
3. Устная работа по исправлению речевых недочётов в упр. 62 (класс делится на три группы).
4. Групповая работа (5 групп) по заданиям к упр. 61, 63, 64, 66, 67. Каждая группа готовит выразительное чтение своего текста, даёт ответы на поставленные вопросы. Учитель контролирует процесс подготовки к выступлению каждой группы, консультирует учащихся, предлагает группам прокомментировать значение слов вальдшнеп (обратить внимание на постановку ударения!), франт, силок, дубрава.
III. Подведение итогов урока. Класс оценивает качество работы каждой группы, делает обобщение по материалам урока, выделяет новые сведения о тексте, полученные в процессе работы.
IV. Домашнее задание. Сочинение по заданию к упр. 68, работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.