Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Обобщение материала по теме Повторение. Контрольная работа - Повторение изученного в 5 классе
Цели урока: проверить усвоение изученного материала; развивать способность к самоконтролю.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за способами решения. Познавательные УУД. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Умение задавать вопросы учителю.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Учитель предлагает определить, какое слово объясняет восьмилетняя Аня1 (текст проецируется на доску):
Самое главное в этом деле — от еды не отказываться. Когда уже больше не влезает, то нужно сказать: “Большое спасибо! Положите мне, пожалуйста, чуть-чуть. Или ещё меньше”. Вот это самое главное.
Ответ: этикет.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания (тире в первом предложении комментирует учитель), вспоминают и записывают определение понятия речевой этикет по данному началу:
Речевой этикет — правила... (речевого поведения, которые приняты в обществе для установления контакта с собеседником).
Учащиеся объясняют постановку тире (в сильном классе — сопоставляют эту грамматическую основу с основой самое главное — не отказываться).
II. Обобщение материала по теме “Повторение” проводится на основе вопросов и заданий, подготовленных учащимися. Эту часть урока можно провести в форме соревнования между группами. В этом случае группам лучше предложить тематическую “зону ответственности”.
III. Контрольная работа.
I. Осложнённое списывание: вставить пропущенные знаки препинания и буквы, графически объяснить их постановку; сделать указанные разборы.
Ветер заботливый2 хозяин. За лето везде п_быва_т и у него даже в самых густых м_стах (не)остаёт_ся ни одного незнакомого лис(?)тика. А вот осень1 пришла и заботливый хозяин уб_рает3свой ур_жай.4
Лист(?) я падают шепч_т(?)ся, прощают(?)ся навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от р_ димого царства, то и прощ_йся, погиб.
(По М. Пришвину)
II. Тестовые задания.
1. Выберите один вариант ответа.
Одна и та же буква пропущена во всех словах строки:
а) под_ём, в_ётся, с_едобный
б) выр_сли, отл_жить, нег_довать
в) раскле_м, расстел_м, бор_мся
2. Выберите несколько вариантов ответа.
Ошибка в постановке ударения допущена в словах:
а) дОговор
б) звонИт
в) свеклА
г) партЕр
д) щАвель
3. Выберите один вариант ответа.
Ь после шипящего пишется на конце всех слов в строке:
а) поздравиш_, могуч_, отвлеч_
б) стрич_, брош_, откроеш_
в) помощ_, много туч_, запеч_
4. В трёх предложениях правого столбца не хватает знаков препинания. Поставьте их и установите соответствие между видом знака препинания, указанным в левом столбце, и знаком, который пропущен в предложении. К каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого.
1) знак конца предложения |
А. После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно. |
2) разделительный знак |
Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали. |
3) выделительный знак |
В. Звёздная и на редкость тёплая ночь |
4) все знаки препинания в предложении поставлены |
Г. Скажи голубушка откуда ты? |
III*. Для учеников, быстро справившихся с заданием: письмо по памяти (упр. 58) по вариантам.
Проверочная карта.
I. Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья падают, шепчутся, прощаются навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
II. 1: б; 2: а, в, д; 3: б; 4: 1) — В; 2) — А; 3) — Г; 4) — Б.
A. После обеда опять явилось солнце, и до вечера было прекрасно.
Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали.
B. Звёздная и на редкость тёплая ночь.
Г Скажи, голубушка, откуда ты?
IV. Домашнее задание. Повторить сведения о тексте (определение понятий текст, тема текста, основная мысль, тип речи, стиль речи).
1 См.: Не совсем толковый словарь телеигры “Устами младенца”. — М., 1997.