Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Притяжательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с притяжательными местоимениями, употреблением личных местоимений в значении притяжательных; научить распознавать и употреблять притяжательные местоимения, правильно склонять, различать притяжательные и личные местоимения в косвенных падежах.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Распознавание объектов. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Третий лишний”.
1) Пробежка, прерывание, переход (образовано бессуффиксным способом); 2) первый, второй, третий (образовано от основы слова три; первые два числительных непроизводные); 3) себе, ему, некому (есть именительный падеж); 4) нисколько, несколько, сколько-нибудь (отрицательное); 5) н_кому не пожелаю; н_чего приставать, н_что не шевелилось (с не-).
II. Проверка домашнего задания. В процессе фронтального опроса повторяются сведения, полученные на предыдущем уроке. У доски происходит “дуэль”: два ученика записывают по одному фразеологизму с местоимениями тех разрядов, которые знакомы учащимся. Класс оценивает правильность выполненной работы, вносит исправления.
III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.
1. Когда вы встречались с понятием притяжательный? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные? Сформулируйте на этой основе определение притяжательных местоимений, познакомьтесь с материалами для наблюдения на с. 84, выполните задание с местоимением наш (с. 85).
2. Учащиеся знакомятся с тезисом об изменении притяжательных местоимений (с. 85) и доказывают его истинность, склоняя по группам местоимения мой, твой, свой, наш, ваш.
— Что получится, если просклонять местоимения его, её, их как прилагательные? Обратите внимание на то, что попытка сделать это есть в просторечии, предупреждение о ней вынесено в рамку на с. 84 (аналогичные ошибки допускаются и в ед. ч.: егоный, еёный, ейный).
Учитель сообщает, что эти местоимения — личные (формы род. п. от он, она, они), употребляющиеся в роли притяжательных, чтобы указать на принадлежность к 3-му л.
3. Работа с материалами для наблюдения на с. 85, выполнение упр. 476.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Составьте пары предложений, в которых местоимения его, её, их будут: 1) личными; 2) притяжательными.
2. Объяснительный диктант. Запись предложений сопровождается характеристикой разряда местоимений.
1) Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня. (А. Пушкин) 2) Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою. (М. Лермонтов) 3) Наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне. (В. Маяковский) 4) Мне осталось твоих волос стеклянный дым и глаз осенняя усталость. (С. Есенин) 5) Волнующе пахнет жасмином плетёный его палисад. (С. Есенин) 6) Но моя родимая землица надо мной удерживает власть. (Н. Рубцов) 7) За все хоромы я не отдаю свой низкий дом с крапивой под оконцем. (Н. Рубцов)
V. Подведение итогов урока. Какими сведениями вы дополните таблицу в тетрадях-справочниках?
VI. Домашнее задание. Упр. 478 (письменно).