Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Правописание приставок. Закрепление - Русская орфография как система правил
Цели: 1) формировать представление об основных значениях приставок пре-, при- и отрабатывать умение различать эти приставки на письме; 2) познакомить с правописанием некоторых малоупотребительных русских по происхождению приставок и приставок иноязычного происхождения и добиваться усвоения правописания слов с этими морфемами.
I. Правописание приставок пре- и при- (упр. 44, 46).
В слабом классе проведём совместное обсуждение особенностей морфемного состава данных в упр. 44 слов.
В слабом классе по усмотрению учителя можно предоставить ребятам возможность самостоятельно установить, в каких словах выделяются приставки пре- и при- (зад. 2 упр. 44), а затем сверить с ответом: в современном словообразовании не выделяются приставки в словах прекратить, привратник, презирать, превратить, предвзятый, предание, приёмник, пренебречь.
Расширим возможности ребят при работе с упр. 46 (2): предложим использовать и те слова, в которых начальное при- или пре- не является приставкой. Один из вариантов работы с этим заданием – предварительное совместное составление списка слов, которые могут быть использованы в описании. Для первого рисунка: преодолеть, препятствие, преграда, предел (возможностей), превзойти (ожидания), превозмочь (усталость, боль в ноге и т. д.), преследовать, приотстать, приближаться, прибежать и т. д. Для второго рисунка: призёр, превосходный (результат), превысить (рекорд), превратиться (в чемпиона), приобрести (известность, звание победителя и т. п.), превозносить, преподнести, присоединиться (к поздравлениям), причина (успеха), пребывать (в отличном настроении), прекрасный и т. д.
II. Правописание малоупотребительных исконно русских приставок и приставок иноязычного происхождения (текст (с. 24-25), упр. 48 (1) (частично), 49).
В процессе работы с текстом (с. 24-25) объясним шестиклассникам в самом общем виде значение каждой из иноязычных приставок: а- - синоним приставки не-, имеет значение «отсутствие, отрицание» (алогичный, асимметричный), анти-, контр- - синонимы приставки противо-, значение «направленный против кого- или чего-либо, противоположный кому- или чему-либо» (антинаучный, контраргумент), архи-, ультра- - «очень» (архиважный, архисложный, ультрасовременный), интер- - синоним меж- - значение пространственного признака (интернациональный); де-, дез-, дис- - приставки, образующие слово с противоположным производящему слову значением (демонтаж, дезинформировать, дисквалификация); ре- - синонимпере- - «повторно, заново совершить» (реорганизовать).
Задание составить предложения с данными в тексте на с. 24-25 словами думаем, целесообразно рекомендовать в сильном классе.
После того как шестиклассники выпишут слова с пропущенными буквами и объяснят их написание (упр. 49 (1)), они выразительно читают текст и определяют его основную мысль: найденные при археологических раскопках предметы старины помогают лучше понять жизнь и привычки наших прародителей; орнамент на черепках глиняных изделий раскрывает представление наших предков о мире и природе, о труде. Возможный заголовок – «Ожившая красота, «Одухотворённая красота», «Память прошлого».
Д. з.: 1) пересказ текста (с. 24-25); 2) упр. 48 (2), 45.