Правописание приставок - Русская орфография как система правил

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Правописание приставок - Русская орфография как система правил

Цель урока: 1) проверить умение использовать правила написания слов с орфограммами в корне; 2) повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания; 3) отрабатывать умение применять правила написания приставок.


I. Правописание гласных и согласных в корне (проверка домашнего задания, словарный диктант).

Отведём время проверке умения учащихся классифицировать орфограммы (д. з. - упр. 37), а также проверке умения подбирать заголовок, соответствующий теме или идее текста («Наступление ночи»).

Словарный диктант

Энциклопедия, горизонт, календарь, водоросли, зарница, поджигать, искусство, чувствительный, участвовать, кроссворд, просьба, смириться, замирать, измерять, поссориться, пировать, отпереть, отыскать, дезинфекция, ровесник, отворить дверь, отварить мясо.

Дополнительное задание


1 вариант


Выпишите слова с орфограммой «Безударная проверяемая гласная в корне».

2 вариант


Выпишите слова с орфограммой «Гласная в корне с чередованием».


II. Правописание приставок. Приставки на з-с (вопросы (с. 20)), упр. 40).

Анализируя особенности приставок каждой группы (см. вопросы на с. 20), поможем ребятам понять, что каждая приставка второй группы (на з-(с-)) представлена парой вариантов, и правописание этих приставок нарушает правило единообразного написания морфем, так как одна и та же приставка в зависимости от позиции в слове может быть представлена на письме одним из вариантов, то есть, одна и та же приставка в разных словах может выглядеть по-разному. Обратим также внимание шестиклассников на то, что правописание приставок пре-, при-основного закона не нарушает, поскольку эти приставки имеют разное значение, следовательно, являются разными морфемами, а не вариантами одной приставки.


III. Правописание приставок пре- и при- (упр. 41, 42).

Организуя повторение сведений о выборе написания приставок пре- и при-, ещё раз убедимся, что учащиеся различают эти приставки и постараемся исключить высказывания типа «в приставке пишем и (е)» (правильно: в этом слове приставка при- (пре-)).

Знакомя ребят с заданием упр. 42, выясним, всем ли хорошо понятен термин «морфемная модель» (модель построения слов), и ещё раз напомним, что в такой модели указываются все морфемы, за исключением корневой.

Можно предложить учащимся выполнить упр. 42 по вариантам: 1 вариант работает с первой схемой, 2 вариант – со второй.


IV. Подготовка к выполнению домашнего задания (упр. 38 (1, 2)).

В сильном классе организуем наблюдение над художественными особенностями текста, предложив ребятам подумать над вопросами: 1) Глаголы в форме какого времени использованы в тексте? С какой целью автор использует глаголы в настоящем времени? 2) К какому стилю относится текст? Докажите. 3) Назовите те изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор для создания яркого образа разгорающейся утренней зари.

{ф} По усмотрению учителя для тренировки синтаксических и пунктуационных умений попросим шестиклассников провести пунктуационный и синтаксический разборы последнего предложения текста.


Д. з.: упр. 38 (3), 39.






Для любых предложений по сайту: [email protected]