Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Контрольная работа № 3. Зачёт по теме «Имя существительное» - Имя существительное в тексте - Имя существительное
Цель урока - проверить знания и умения учащихся по теме «Имя существительное».
Зачёт по теме «Имя существительное»
Высокий уровень подготовки
Задание 1. Спишите с доски текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему или идею этого текста.
1 вариант Ясная морозная ночь. Земля воздух мес_ц скованы морозом. Крупные звёзды син_ми фон_рями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звёзды усе_ли всё небо. (По Б. Пастернаку) |
2 вариант Утро. С гор ласко_о теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мягкой как барх_т и хочется погладить её рукой. (По М. Горькому) |
Задание 2. Проведите морфологический разбор существительных (между) ветвями (1 вариант) и (на) стеблях (2 вариант).
Задание 3. Выпишите из текста по одному словосочетанию, соответствующему следующим моделям: прил. + сущ. (гл. слово); глаг. (гл. слово) + сущ. (1 вариант) и сущ. (гл. слово) + сущ.; глаг. (гл. слово) + сущ. (2 вариант).
Задание 4. Подчеркните в тексте все имена существительные как члены предложения.
Задание 5. Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение. Охарактеризуйте это предложение.
Задание 6. Определите, к какому типу речи относится текст. Объясните, какова роль имён существительных в создании текста этого типа речи.
Задание 7. Выпишите из текста художественное языковое средство, в выражении которого участвует имя существительное. Назовите это языковое средство выразительности.
Средний уровень подготовки
Задание 1. Запишите под диктовку текст.
Лесные силачи
Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.
Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.
Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона – награда победителю.
(56 слов) (По Н. Сладкову)
Задание 2. Запишите существительные подосиновик, соревнование (1 вариант) и подберёзовик, победитель (2 вариант) в составе словообразовательных пар.
Задание 3. Выпишите из первого предложения текста слова дождя (1 вариант) и соревнования (2 вариант) и проведите их морфологический разбор.
Задание 4. Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели): глаг. (гл. слово) + сущ.; сущ. (гл. слово) + сущ.;прил. + сущ. (гл. слово).
Задание 5. Проведите синтаксический разбор предложений Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик (1 вариант) и Алая шапка чемпиона – награда победителю (2 вариант).
*Задание 6. Определите тип речи текста. Какую роль в этом тексте играют существительные?
Примечания. 1. Если на предварительных уроках не проводилась специальная орфографическая работа со словами соревнование, чемпион, по усмотрению учителя в слабом классе эти слова могут быть выписаны на доску. 2. Задание 6 выполняется по желанию ученика и оценивается отдельно.