Стилистическая роль имён существительных (закрепление) - Имя существительное в тексте - Имя существительное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Стилистическая роль имён существительных (закрепление) - Имя существительное в тексте - Имя существительное

Цели урока: 1) закреплять представление о важной стилистической функции имён существительных в художественном тексте; 2) отрабатывать умение сжато излагать текст художественного стиля.


I. Роль имён существительных в художественном тексте. Сравнение и способы его выражения (продолжение) (проверка домашнего задания, текст на с. 161, упр. 370).

По своему усмотрению учитель предоставляет слово для ответа по теме «Сравнение и способы его выражения» (текст на с. 157) одному или нескольким ученикам, после чего делает сообщение ученик, который работал дома с упражнением 363. Попросим этого ученика продиктовать одноклассникам одно-два предложения из проанализированного им отрывка, а затем предложим отдельным учащимся ещё раз назвать использованные автором изобразительно-выразительные средства.

После этого предоставим возможность высказаться ребятам, которые попробовали свои силы в составлении предложений со сравнительными оборотами (упр. 361) и в создании художественного повествования (упр. 366), и отметим их творческие удачи.

О стилистической функции лексического повтора шестиклассники получили представление при изучении § 18 (см. этап II урока 39). В случае необходимости дополним ответы учеников, которые работали с вопросами на с. 159 и с упр. 364, следующими высказываниями: «Лексический повтор используется писателями с особой стилистической задачей, например, усилить звучание выражаемой в тексте идеи, усилить впечатление от изображаемого предмета, события и т. д.» «Помимо лексического повтора в сказке «Репка» используется корневой повтор, например: Выросла репка большая-пребольшая; Тянут-потянут – вытянуть не могут. Этот вид повтора используется, чтобы создать более яркое представление о величине репки, а также об усилиях всех участников события».

После чтения текста на с. 161 и работы с упражнением 370 попросим ребят привести свои примеры существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


II. Использование существительных в роли главного члена односоставных предложений (упр. 359, текст на с. 160, упр. 368).

Поможем шестиклассникам в процессе анализа поэтического отрывка (упражнение 359) понять, что для выражения отношения лирического героя стихотворения к изображаемому поэт использует эпитет (чудная картина), а особенность развёртывания описания заключается в перечислении образов, которые тесно связаны в сознании лирического героя с представлением о родине, и это прежде всего образы русской природы и тех реалий, которые определяют особенности русского быта.

Обратим внимание ребят на то, что имена существительные могут выступать в роли подлежащего односоставного предложения, и сообщим, что узнать о стилистических и композиционных возможностях использования таких предложений можно из текста на с. 160. После чтения текста учащиеся понаблюдают за их использованием на материале упражнения 368.


III. Изложение-миниатюра (упр. 365).

Примечание. В зависимости от подготовки класса данная работа может проводиться как обучающая. В этом случае по усмотрению учителя в процессе изложения текста можно предоставить учащимся возможность пользоваться учебником.

После внимательного чтения текста упражнения 365 предложим ребятам подумать и ответить на вопрос, какая информация должна будут сохраниться при сжатом пересказе. (О выздоровлении Чёрного Ушка, о его весёлых играх с Ерёмкой, о необыкновенной прожорливости.) Поможем ученикам понять, что при сжатом пересказе из текста будут исключены элементы описания.

После проведения совместной предварительной работы (см. выше) предоставим учащимся сильного класса возможность самостоятельно сжато изложить этот текст, а затем проведём совместное обсуждение двух-трёх изложений.

В слабом классе составим сжатое изложение в процессе совместной работы или предварим самостоятельную работу учащихся чтением и обсуждением с учащимися одного из возможных вариантов работы (текст сжатого изложения целесообразно вынести на доску, а перед началом самостоятельной работы стереть), например:

Когда Чёрное Ушко выздоровел, он уже никого не боялся. Весёлые игры зайчика с Ерёмкой смешили Богача до слёз. Чёрное Ушко оказался необыкновенно прожорливым, он всегда с жадностью съедал все гостинцы деревенских ребят.


Д. з.: 1) упр. 371; 2) упр. 317.






Для любых предложений по сайту: [email protected]