Орфография как система правил. Основной закон орфографии - Русская орфография как система правил

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Орфография как система правил. Основной закон орфографии - Русская орфография как система правил

Цель урока: 1) повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил; 2) потренировать в применении правила единообразного написания морфем; 3) повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.


I. Значение орфографии. Орфография как система правил (упр. 15).

После выразительного прочтения эпиграфа (упр. 15 (1)) проведём его обсуждение, выясняя, насколько понятно учащимся значение орфографии в жизни человека: 1) Согласны ли вы с высказыванием, что правильное письмо – показатель общего развития человека? (Один из показателей общего развития человека – умелое владение родным языком, то есть свободное его использование как в устной, так и в письменной форме. Письменная форма требует умения не только правильно, логично и точно выразить свои мысли и чувства, но и грамотно оформить высказывания.) 2) Попробуйте доказать, что правильное письмо демонстрирует общую культуру человека. (Один из аргументов может заключаться в том, что человек, обладающий культурой общения, никогда не заставит своего адресата испытать неприятные чувства при прочтении неграмотно оформленных высказываний. Кроме того, культурный человек стремится следовать существующим правилам, а орфография представляет собой систему правил.)

{ф}Чтобы потренировать зрительную память шестиклассников, предложим после работы с упр. 15 (2) ещё раз в течение минуты внимательно рассмотреть схему, а затем закрыть книги и пересказать правило, которое было вынесено: 1) в розовом прямоугольнике; 2) в жёлтом прямоугольнике; 3) на зелёном фоне; 4) на фиолетовом фоне. После этого попросим вспомнить, какой заголовок был вынесен в центре.


II. Правило единообразного написания морфем (упр. 16, 17).

В сильном классе предложим учащимся в течение трёх-пяти минут самостоятельно составить схему, аналогичную данной в упр. 16 (2).

В слабом классе по усмотрению учителя можно попросить учащихся составить схему, подобную данной в упражнении, используя однокоренные слова водит, водить, садовод, поводок, вывод.

В ходе работы с упр. 16 (2) поможем ребятам осмыслить, что в словах с чередующимися гласными один и тот же корень (корень, обладающий определённым значением), например, -раст-/-ращ-/-рос-, пишется по-разному в однокоренных словах (растение, выращивать, выросший), и различное написание одного и того же корня в таких словах является исключением из правила единообразного написания морфем.

В случае затруднения учащихся при выполнении упр. 17 (2) предложим записать под диктовку слова с безударной гласной в корне, которые нужно будет использовать в словосочетании:узнавать (узнавать первым), дарить, встряхнуть, расколоть, речной.


III. Написание гласных в корнях слов (упр. 18).

В слабом классе после того, как будет предоставлено время для подбора примеров, предложим распределительный диктант.

Размахнуться, прикоснуться, коридор, винегрет, расчёска, капюшон, протирать, подбодрить, замереть, бегемот, чёлка, распилить, отдавать.


Д. з.: 1) выучить наизусть сведения о разделах русской орфографии (упр. 15); 2) упр. 20.






Для любых предложений по сайту: [email protected]