Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
✓ 1. Выпишите из предложений все местоимения. Для местоимений, употреблённых не в начальной форме, укажите начальную форму.
1) Барышня рассказала, где и у кого она служила. 2) Вот она подошла к нему... Положила ему руку на плечо. 3) А на пышном фоне этого занавеса рисовалась такая красивая и странная фигура кого-то с длинной палкой в руках. 4) Больше ничего не было видно. 5) Когда её спрашивали о чём-нибудь, она вместо ответа улыбалась... 6) Гости ни на что не могли пожаловаться. 7) Ей было страшно чего- то. 8) Терять минуты не годится тому, кто хочет много жить. 9) Что со мною сталось? 10) Может быть, кому-нибудь другому ты его со смехом отдала? 11) Ты по-собачьи дьявольски красив, с такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, как пьяный друг, ты лезешь целоваться. 12) Но о чём-то подолгу мечтала у калины за жёлтым прудом. 13) Но никому я счастья не отдам. 14) Ещё недавно нам вдвоём так хорошо и складно пелось. 15) Но память прошлое хранит, душа моя к тебе стремится.
✓ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите род и число (если возможно), падеж всех местоимений в данных предложениях. Выполните полный морфологический разбор двух местоимений разных разрядов (на выбор).
1) И журавли, п..чально пр..летая, уж не ж..леют больше ни(о)ком. 2) В саду г..рит к..стёр р..бины красной, но (ни)кого не может он с..греть. 3) В п..дёрнутых какой(то) тенью (тёмно)карих глазах св..ркало с..знание (не)отразимости её кр..соты. 4) Разг..вор этим кончился, и мы пр..должали молча идти друг подле друга. 5) Кругом было так тихо, что по жужжанию к..мара можно было сл..дить за его п..лётом. 6) Мне п..слышалось, что он плакал: а надо вам сказать, что Азамат был пр..упрямый мальчишка, и (ни)чем, бывало, у него слёз не выб..ешь, даже когда он был пом..ложе. 7) Она избал..вала себя. 8) Что даст мне мир, в которой был я призван, и что я сам за это миру дам? 9) Дверь самая ..быкнове(н/нн)ая, комн..тная. 10) Я лиру посв..тил народу св..ему.
✓ 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и редактируя текст: заменяя повторяющиеся или неудачно выбранные слова подходящими по смыслу местоимениями. Графически обозначьте синтаксическую функцию всех местоимений в написанном вами тексте.
Слово “атом” пр..шло к нам из Древней Греции и озн..чает “неделимый”. Древние греки сч..тали, что атом — самая маленькая ч..стица в..щества. Только древние греки не знали, что внутри атома есть разные части, поэтому и назвали атом “неделимый”. А у атома в центр.. находится очень маленькое, но т..жёлое ядро. Вокру.. ядра движутся электроны, как бы укутывая его. И оказывается, что все атомы ..тличаются друг от друга только размером ядра и к..личеством электронов. В самом лё..ком атоме — один электрон и самое лёгкое ядро, именно у этого атома первый номер — это водород. Учёные пр..нумеровали все атомы. Учёные взвешивали в..щества и сравнивали разные их свойства для того, чтобы выстр..ить атомы по порядку. Самое уд..вительное, что тогда ещё не было известно про электроны и атомные ядра. Когда же изучили внутреннее стр..ение атома, то ок..залось, что номер атома опр..деляется свойствами его ядра и кол..чеством электронов.