Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Второстепенные члены предложения. Дополнение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о дополнении, о способах его выражения; научить разграничивать подлежащее и дополнение в В. п.; развивать навыки монологической речи, навыки синтаксического разбора, мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения; определять способы распространения членов предложения, признаки дополнения, его роль в предложении; научатся разграничивать подлежащее и дополнение в В. п.; строить рассуждение; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения теста
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 177 — чтение распространенных предложений по цепочке.
2. Упр. 177 — связный рассказ о предложении по плану.
3. Задание из рабочей тетради.
IV. Работа по теме “Второстепенные члены предложения”
1. Беседа.
Вы, наверное, давно заметили, что второстепенные члены предложения отвечают на разные вопросы, определяют существительное, уточняют сказуемое, обозначают условия, место, время и т. д. В зависимости от этого все второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения, обстоятельства.
Рассмотрим еще раз предложение, которое составили на прошлом уроке. Выделим грамматическую основу, поставим вопросы.
Мы видим, что каждый из второстепенных членов поясняет главные члены.
— А можно ли еще распространить предложение? Могут ли поясняться и второстепенные члены? К каким второстепенным членам можно задать вопросы?
— Попробуйте сделать пояснения к второстепенным членам, предварительно составив словосочетания. (После дождя (какого?) обильного, в небе (каком?) чистом, ярко (в какой степени?) необычайно. После обильного дождя в чистом небе необычайно ярко расцвела разноцветная широкая радуга.)
Составим новую схему:
Вывод. Любые члены предложения могут иметь при себе второстепенные члены.
2. Чтение теоретических сведений (с. 82).
3. Упр. 179 — выполнение заданий.
Комментарий
Любая схема условна. Мы можем делать горизонтальную схему (так, как показано в учебнике), а можем — вертикальную (так, как в рассмотренном выше предложении; эта схема более наглядна, хоть и занимает больше места).
V. Работа по теме “Дополнение”
1. Самостоятельные наблюдения (§ 37, с. 83).
Попробуем для наглядности опустить дополнения в двух последних предложениях.
Кроме того, в руке он держал...
...Паша искусно ударял по барабану.
Напрашиваются вопросы: держал (что?); ударял (чем?).
2. Чтение определения понятия “дополнение” (с. 83).
3. Упр. 180 — комментированное письмо.
4. Упр. 181 — описание рисунка по данному плану (устный разбор, письменное выполнение в тетрадях).
5. Упр. 184 — обсуждение вопроса.
Комментарий
Особенно сложно ученикам бывает разграничить подлежащее и дополнение в В. п., если И. п. и В. п. существительных совпадают, а сказуемое не проясняет, какое из слов является подлежащим.
1) Солнце заслоняет облако.
2) Ветки усыпали яблоки.
В этом случае очень важно не спешить, а вдуматься в смысл высказывания.
— Может ли солнце заслонить облако? (Никогда.)
— Могут ли ветки усыпать яблоки? (Да, если яблоки уже собраны и лежат, например, в ящике.)
Вывод. Подлежащим в первом предложении является слово облако; во втором — скорее всего, яблоки, если учесть, что они висят на ветках.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 182 — самостоятельная работа.
VII. Подведение итогов
— Какое значение имеет в предложении дополнение?
— Какими частями речи выражаются дополнения?
— Какие падежи называются косвенными?
— Как отличить подлежащее и дополнение в В. п., если слово в этом падеже совпадает с И. п.?
Домашнее задание
1. § 36, 37.
2. Упр. 183.
3. Упр. 185 — подготовка к диктанту.
4. Рабочая тетрадь: задание 33 (с. 18).