Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Буквы и — ы после ц - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать условия выбора букв и — ы после ц; развивать навыки морфемного разбора, орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся узнают условия выбора букв и — ы после ц; научатся применять правило написания этих гласных; строить рассуждение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Задания из рабочей тетради.
2. Словарный диктант.
(Проводится по работам учеников — упр. 460.)
III. Самоопределение к деятельности
Послушайте, какой звук произносится после ц в словах: цирковой, панцирь, огурцы, акация, дикция, цыпленок, цитрусовые, курицын, молодцы.
Последнее слово относится к тем, кто услышал звук [ы].
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Почему мы слышим этот звук после ц во всех словах, хотя пишутся они то с и, то с ы? (Потому что звук [ц] всегда твердый.)
— После каких букв надо всегда писать и, хотя слышится ы? Почему? (Примерный ответ. После ж и ш: жизнь, машина, мыши, ежи. Звуки [ж] и [ш], как и [ц], тоже всегда твердые.)
Для слов, в которых встречается звук [ы] после ц, существует особое правило. В корнях слов и в словах, оканчивающихся на -ция, пишется и. В окончаниях и суффиксах пишется ы. Слова-исключения, в корнях которых пишется ы, легко запомнить по мнемонической фразе: Цыган на цыпочках сказал цыпленку цыц. Есть еще однокоренной со словом цыц глагол — цыкнуть.
Важно точно определить морфему, чтобы правильно написать. Это касается не только изучаемого сегодня правила. Морфемный разбор всегда подскажет правописание.
2. Чтение диалога и правила (§ 87, с. 38—39).
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 461 — выполнение задания (устно).
2. Упр. 462 — комментированное письмо.
3. Упр. 464 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).
4. Упр. 465 - развитие речи: чтение, выбор заглавия, обсуждение вопроса; морфологический и синтаксический разбор, самостоятельная работа.
Дополнительный вопрос
— К какому типу речи относится этот текст?
Комментарий
Варианты заглавий: “Родственные слова”, “Латинские корни”, “Циркуль и цирк”.
Тип речи — рассуждение.
(Примерный ответ. В первой части рассказчик приводит объяснение, к которому пришел самостоятельно путем рассуждений: он нашел общее значение слов циркуль и цирк; во второй части приводится научное объяснение, о котором рассказчик узнал из словаря.)
5. Тестовое задание.
В каком слове пропущена буква н?
1) ц..кнуть;
2) целитель;
3) лисиц..н;
4) панц..рь.
VI. Подведение итогов
— Какое значение имеет морфемный разбор для правописания в словах и и ы после ц?
Домашнее задание
1. § 70—87 (повторение).
2. Упр. 463.
3. Контрольные вопросы и задания (с. 41).
4. Рабочая тетрадь: задания 117, 118 (с. 60).