Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Буквы ё — о после шипящих в корне - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать условия выбора буквы ё — о после шипящих в корне; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся узнают условия выбора буквы ё — о после шипящих в корне; научатся применять правило написания гласных ё — о.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Расскажите о правописании корня –раст- — -ращ- — -рос-.
2) Упр. 454 — чтение и обсуждение составленных текстов.
3) Задание из рабочей тетради.
2. Упр. 456 — подготовленный диктант.
Грамматическое задание. Сделайте фонетический разбор.
III. Работа по теме урока
1. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 86, с. 37) и сделайте вывод.
Вывод. В корне после шипящих под ударением слышится о, а пишется ё.
2. Сверка вывода с правилом (с. 37), дополнение вывода исключениями.
— Можно ли проверить гласные в корне после шипящих? Как это сделать?
Комментарий
Мы можем проверить гласные в корне после шипящих, изменив форму слова или подобрав однокоренные слова: желудёвый, шепчет, пчелиный, шелковистый, жердь и т. д. Из этого ряда слов только в двух (шепчет, жердь) гласная корня ударная, но и в остальных словах слышится не [о].
В словах же, которые даны в правиле учебника как исключения, изменение форм и подбор однокоренных слов не влекут изменения, слышится все равно [о] или близкий к нему звук: шомполом, в капюшоне, жокейский, шорохи, шоколад. Последнее слово произошло от испанского chocolate, его принято произносить с первым гласным [о].
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 457 — комментированное письмо.
2. Упр. 458 — выразительное чтение, выполнение заданий (самостоятельно).
3. Упр. 459 — выполнение заданий (самостоятельно).
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 38, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания.
5. Тестовое задание.
В каком слове пропущена буква о?
1) ш..рстка;
2) ч.лка;
3) расч..ска;
4) ш..рох.
V. Подведение итогов
— Можно ли проверить ударением буквы ё—о после шипящих в корне?
Домашнее задание
1. § 86.
2. Упр. 460 — составить словарный диктант.
3. Рабочая тетрадь: задания 112, 113 (с. 58—59).