Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОМОНИМЫ - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Словарно-орфографическая подготовка к сочинению — описанию картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
1.1. Диктант.
Чудесный пейзаж, белоствольная красавица, запечатлел на картине, праздник неба, низкий горизонт, фантастическая красота, темнеть вдали, причудливые переплетения, гимн красоте, ослепительная красота, виднеется вдалеке, ясный день, чувствуется приближение весны, посвятил картину березе.
1.2. Рассмотрение веера цветов (домашнее задание). Толкование слов — названий цветового тона, объяснение появления слов с переносным значением. Составление и запись словосочетаний: лазурные небеса, сапфировый блеск, лазоревое небо.
2. Изучение темы.
2.1. Работа с текстом А. Барто. Какие слова называются омонимами? Как они представлены в толковых словарях?
2.2. Презентация Словаря омонимов.
2.3. Работа с Толковым словарем учебника. Нахождение слов-омонимов. Приведение доказательств, почему эти слова являются омонимами. Условия: 1) слова одинаковы по звучанию и написанию; 2) слова, разные по лексическому значению; 3) слова одной и той же части речи. Нахождение омонимов в данных словосочетаниях жать рожь — жать руку, сжать пружину — сжать пшеницу, косить глазом — косить траву, зарядить ружье — зарядить на неделю (о дожде), довольно занятно — довольно улыбаешься.
2.4. Редактирование.
2.5. Отличие одинаково звучащих слов от омонимов.
2.6. Омонимы как средство выразительности в юмористических текстах.
3. Вывод. Назовите условия, по которым слова выделяются как омонимы.
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику или напишите шуточное стихотворение (рассказ), в котором в качестве художественного средства выразительности используются омонимы. Свое сочинение можно проиллюстрировать.