Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Проверка домашнего задания. Расскажите о многозначных словах, используя юмористические рисунки.
2. Изучение темы.
2.1. Чтение теоретических сведений. Ответ на вопрос Как у слова появляется переносное значение?
3. Актуализация знаний.
3.1. Работа с Толковым словарем учебника. Нахождение слов с переносным значением.
3.2. Распределительный диктант. Составление распространенных предложений со словами, имеющими переносное значение.
3.3. В каких случаях про жилище человека говорят: хлев, свинарник, берлога, гнездо, сарай, муравейник, голубятня?
3.4. Работа с текстом (по карточке).
Учитель. Прочитайте сочинение вашей ровесницы. Проанализируйте, какие слова с переносным значением используются для создания художественного образа.
Зимой, как только выпадет снег, деревья устраивают бал в саду. Высокие и стройные деревья надевают серебряные платья. Они танцуют под музыку ветров, перешептываются и радуются. О, какое же это прекрасное зрелище!
И маленькие елочки тоже танцуют. Крутятся под ногами у взрослых елок.
Но ветер утихнет, и деревья в лесу замрут, ни одна веточка на деревьях не шевельнется.
Особенно красиво бал деревьев выглядит под голубым небом и под золотым солнцем: все деревья сверкают серебром, кажется, что они смеются, улыбаются.
Спасибо тебе, Матушка-Зима, за то, что каждую зиму ты устраиваешь такой прекрасный бал в лесу!
3.5. Анализ высказывания о зиме. Рассмотрение репродукции картины «Февральская лазурь». Введение нового искусствоведческого понятия низкая точка зрения (Приложение 2 «Толково-сочетаемостный словарь искусства»). Нахождение слов с переносным значением.
4. Вывод. На основании чего происходит перенос названия одного предмета на другой? С какой целью человек приписывает действия людей неживым предметам?
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику. Выписать из Толкового словаря учебника слова — названия цвета и раскрасить их в соответствии с цветовым тоном.