Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Повторение темы «Позиционные чередования гласных».
1.1. Орфографический диктант «Слабая позиция безударных гласных в корне слова».
Слабая позиция [а] |
Сильная позиция [а’], [о’] |
Позиционное чередование |
восставать |
восстание |
[а’] / [а] |
гражданский |
граждане |
[а’] / [а] |
заварить |
варим |
[а’] / [а] |
аварййный |
—, авария |
[а’] / [а] |
одаренный |
дар |
[а’] / [а] |
прославлять |
славить |
[а’] / [а] |
возгордйться |
гордый |
[о’] / [о] |
истомлённый |
истома |
[о’] / [о] |
1.2. Проверь сильной позицией.
Развеваться — развиваться. Ленты развеваются на ветру, и шары рвутся вверх. Без солнечных лучей растения развиваются медленно.
Сторожил — старожил. Сад не надо сторожить, старожил всех угостит.
Раскалить — расколоть. Раскалилась сковородка — раскололась посередке.
2. Позиционные чередования гласных в приставках.
Слабая позиция [а] |
Сильная позиция [а’], [о’] |
Позиционное чередование |
возгораться |
возраст |
[о’] / [а] |
домыть |
досыта |
[о’] / [а] |
заливать |
засуха |
[а’] / [а] |
надрезать |
надпись |
[а’] / [а] |
оглядеть |
опись |
[о’] / [а] |
обкосить |
дбрезь |
[о’] / [а] |
отказать |
отмель |
[о’] / [а] |
почувствовать |
посуху |
[о’] / [а] |
подсказать |
подпись |
[о’] / [а] |
проносить |
прописи |
[о’] / [а] |
3. Позиционные чередования согласных в корне слова.
3.1. Орфографический диктант «Слабая позиция согласных в корне слова».
Когда согласные звуки оказываются в слабой позиции? — На конце слова, в середине слова перед глухими согласными, перед звонкими согласными.
Слабая позиция |
Сильная позиция |
Позиционное чередование |
гриб |
грибок |
[б] / [п] |
грипп |
от гриппа |
— |
сладкоежка |
сладок, сладкоежек |
[д] / [т]; [ж] / [ш] |
деревяшка |
деревяшек |
— |
резьба |
резать |
[з] / [з’] |
косьба |
косить |
[с'] / [з'] |
кофта |
— |
— |
кафтан |
— |
— |
под уздцы |
узда |
[з] / [с]; [д] / ноль звука |
безмолвствовать |
молва |
[в] / ноль звука |
свистнуть |
свистеть |
[т] / ноль звука |
3.2. Закончи пословицу. Объясни правописание согласных в слабой позиции.
Мир да лад — большой... (клад).
На что клад, коли в семье... (лад).
Хороши в дорожке пирожки с... (горошком).
Хозяин весел — гости... (радостны).
3.3. Придумай к словам рифму.
Лягушка, травушка, игрушка, мошка, окошко, мушка, старушка, травка, головка, ряд, круг...
4. Работа с текстом.
4.1. Найдем согласные и гласные в слабой позиции. Объясним правописание.
Наш витязь старцу пал к ногам
И в радости лобзает руку.
Светлеет мир его очам,
И сердце позабыло муку.
Вновь ожил он; и вдруг опять
На вспыхнувшем лице кручина...
Ясна тоски твоей причина;
Но грусть нетрудно разогнать, —
Сказал старик, — тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна.
Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет — задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
Ревнивый, трепетный хранитель
Замков безжалостных дверей,
Он только немощный мучитель
Прелестной пленницы своей.
Вокруг нее он молча бродит,
Клянет жестокий жребий свой...
Но, добрый витязь, день проходит,
А нужен для тебя покой.
А. С. Пушкин
4.2. Синтаксический разбор предложения.
В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин воссоздал удивительные картины русской древности.
4.3. Лингвистическая сказка.
Послушайте сказку о системе звуков в нашем языке.
В доме согласных живут шумные и сонорные. В подъезде шумных проживают звонкие и глухие, твердые и мягкие — разные звуки речи. Но они не ссорятся, больше парами ходят. В одной квартире губные дружат: [б], [б’], [п], [п’]; то звонко перекинутся звуком [б], [б’] и пошепчутся безголосые[п], [п’], то обменяются впечатлениями твердые [б], [п] и мягкие[б’], [п’]. В другой квартире общаются губно-зубные [в], [в'], [ф], [ф’]. Этажом выше квартиры зубных звуков речи: [д], [д’], [т], [т’], [з], [з’], [с], [с'] и одинокий непарный [ц]. На другом этаже живут вместе [ж], [ш], [щ'], [ч’]. Наверху кашляют [г], [г’], [к], [к’], хрипят [х], [х']. В соседнем подъезде смеются самые звучные согласные звуки — сонорные. У всех квартиры двухкомнатные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], а [j’] в однокомнатной живет.
Дальше сказку сочиняйте сами. Расскажите, как водят хоровод шумные звонкие согласные звуки; при каких обстоятельствах потеряли голос глухие; как ведут себя сонорные; как встретились твердые и мягкие согласные... Нарисуйте дом согласных. Каким цветом подпишете квартиры звонких согласных, каким — глухих согласных?
5. Вывод. Как проверить написание гласных с согласных в слабой позиции?
6. Домашние задания по выбору. 1) Закончить лингвистическую сказку. 2) Упражнение по учебнику.