Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ. СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Устное и письменное объяснение постановки знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Учитель. Расскажите, какая мысль раскрывается в тексте.
1.2. Изучение темы «Гласные и согласные звуки».
2. Тема «Позиционное чередование согласных звуков при стечении трех согласных звуков».
2.1. Рассмотрим слабую позицию согласного звука, при которой согласный звук становится непроизносимым.
Слабая позиция |
Сильная позиция |
Чередуются |
безызвестный (ноль звука) |
вести |
[т] / ноль звука |
здравствуй (ноль звука) |
здравие |
[в] / ноль звука |
проездной (ноль звука) |
езда |
[д] / ноль звука |
захлестнуть (ноль звука) |
хлестать |
[т] / ноль звука |
припоздниться (ноль звука) |
опоздать |
[д] / ноль звука |
одноместный (ноль звука) |
место |
[т] / ноль звука |
жизнерадостный (ноль звука) |
радостен |
[т] / ноль звука |
доблестный (ноль звука) |
доблестен |
[т] / ноль звука |
яростный (ноль звука) |
яростен |
[т] / ноль звука |
бессовестный (ноль звука) |
усовестить |
[т] / ноль звука |
чувствовать |
нет слова со звуком |
[в] в сильной позиции |
Вывод. При стечении трех согласных звуков один из них, оказавшись в слабой позиции, становится непроизносимым. На письме позиционное чередование не отмечается. Как следует произносить слова с непроизносимыми согласными? Нулевой звук не произносится.
2.2. Не путать со словами, в которых все звуки произносятся.
Чудесный, отвесный, ужасный, опасный, блеснуть, плеснуть, гнусный, искусный...
2.3. Прочитайте стихотворение. Найдите гласные и согласные звуки в слабой позиции. Проверьте их сильной позицией.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. С. Пушкин
3. Изучение темы «Согласные твердые и мягкие».
3.1. Сопоставим, как произносятся звуки [н] и [н’], [р] и [р’]. При произнесении мягких согласных спинка языка приближается к передней части неба.
Произнесем попарно твердые и мягкие согласные. Произнесем всегда твердые согласные [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие согласные [ч'], [щ'], [j’].
3.2. Покажем смыслоразличительную роль твердых и мягких согласных. Продолжим ряд примеров, показывающих, как звук речи помогает различать слова.
Брат — брать, мел — мель, мол — моль, галка — галька, пыл — пыль, был — быль, мыло — мило, суда — сюда...
3.3. Анализ слов с мягкими согласными.
4. Вывод. 1) В слабой позиции при стечении трех согласных звуков один из них не произносится, например, окрестность, областной. 2) Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.