Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографический диктант. Разбор словосочетания.
Чудесная синева, развевающаяся паутинка, доносится отовсюду, слышится направо, прощается с солнцем, любоваться зайчишкой.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
2.1. Проверка домашнего задания.
Работают в парах: первый ученик вполголоса отвечает второму первый вопрос; затем второй ученик отвечает первому следующий вопрос. Оценка за ответ выставляется в тетрадь.
2.2. Синтаксический разбор.
Осень, поздняя осень! Над хмурой землею
Неподвижно и низко висят облака.
Желтый лес отуманен свинцовою мглою,
В желтый берег без умолку бьется река...
С. Я. Надсон
3. Изучение темы.
3.1. Наблюдения над дидактическим материалом: выразительное чтение; анализ семантики, структуры, интонации предложения. По мере анализа предложений на доске составляются схемы предложений.
3.2. Вывод. По какому признаку члены предложения называют однородными? Какие члены предложения могут быть однородными? С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? Одинаковым тоном, с интонацией перечисления. Как связаны между собой однородные члены предложения? По смыслу, интонацией перечисления, союзами. Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?
4. Актуализация знаний.
4.1. Определение признаков однородных членов в предложениях, объяснение постановки знаков препинания. В каких предложениях перечисление носит законченный характер, в каких перечисление можно продолжать? Работа со словом компьютер.
4.2. Творческая работа («Кот-воркот» П. П. Маракулина).
Для этого удивительного писателя нет секретов, он свободно
разбирается в тайнах природы, а уж родной кот для него — свой парень. Вот прочитайте.
Если бы задаться целью и вывести породу кошек-бандитов, то идеалом ее, несомненно, был бы бабушкин кот Мартик — наш воркующий проходимец. Он удивительно всеяден и обходит разве только одно железо: ест сырую картошку, щавель, горох, потроха дичи, ягоды, конфеты, кабачковую икру, горчицу...
Трех месяцев отроду он научился открывать лапой створки кухонного буфета, годовалым стал грозой погребов и подполий, держа в состоянии боевой готовности окрестных жителей. Он выработал совершенные приемы воровства и действует там, где его меньше всего ожидают: добирается до свиных туш, подвешенных под самые потолки, вылазит из подполий и погребов, обляпанный рыбьей чешуей (рыбу любит безумно!).
Персонально для Мартика у меня припасен патрон, заряженный утиной дробью (разумеется, по просьбе соседей). Все это, однако, не мешает ему по утрам вот уже который год спокойно провожать меня на утиные перелеты, а самому строить еще более далеко идущие планы, помаргивая чистейшими глазами авантюриста.
П. П. Маракулин
Попробуем рассказать о Мартике, используя однородные члены предложения. Что вытворяет котище? Используем однородные сказуемые. Чем питается? Употребим однородные дополнения. Охарактеризуем предприимчивого товарища. Здесь не обойтись без однородных определений.
Как относится автор к пушистому собрату? Как объясните наличие патрона, припасенного автором «персонально» для своего любимца?
5. Вывод. За что однородные члены предложения назвали однородными?
6. Домашнее задание на выбор. Первый вариант — упражнение по учебнику. Второй вариант — составить 5—6 предложений с однородными членами про своего домашнего четырехлапого баловня. Грамматическое задание: подчеркнуть грамматическую основу и однородные члены предложения.