Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографический диктант-игра «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Учитель. Выбираем вид транспорта, например, поезд. У доски молча работает машинист (до первой ошибки). Вместе с ним мчимся по железной дороге (пишем в тетрадях) все мы. Ход движению задает диспетчер: ему надлежит продиктовать одно словосочетание, объяснить орфограммы (после написания слов), разобрать словосочетание. После выполнения своей части работы он передает смену другому диспетчеру, а сам становится пассажиром. Повторение одних и тех же слов исключено (Это уже было, Опять это правило говоришь!) Право управлять движением переходит по цепочке к каждому ученику.
Игра любима школьниками. Они готовы ехать, лететь и плыть каждый урок и не один учебный год. Ответы чаще всего не требуют корректировки учителя. Ему остается только вносить веселый, игровой настрой: Замечательно едем: ровно, быстро! Мимо нас мчатся пригорки, лесочки, поля, полустанки, станции...! Солнце улыбается нам! Откроем ему окно! Теплый ветер пахнул нам в лицо...
2. Синтаксический разбор одного из сочиненных дома предложений.
3. Изучение темы.
3.1. Работа с текстом (дан на карточке).
Прочитаем.
Своевольничает нынче осень. Сначала залила всех дождем. Потом смягчилась и улыбнулась миру золотым светом. Каждого одарила она чудесным листиком. Кто-то поднял березовый листик. К кому-то прилетел багровый осиновый кружок, а мне достался резной кленовый лист. Вдруг ночью пошел снег, побелело кругом.
От какого слова какой вопрос можно задать к указанным словам? Какой это член предложения? По вопросу и по значению можно узнать вид обстоятельства. Выявим вид обстоятельства в данных предложениях. Все виды обстоятельств будем изучать в 8 классе, а сейчас надо понять, что обозначают обстоятельства и на какие вопросы они отвечают (Приложение 1).
3.2. Продолжаем читать текст.
Однажды осенью встретили зайца. Прятался зверек меж кочек. Не успел косой поменять летнюю шкурку на зимнюю. Лапы да головка у него белые, а спина бурая. В такой одежде лиса и волк его быстро могут приметить. Сидит бедняга, поводит в нерешительности верхней губой, высматривает, где опасность притаилась.
Определим тему, основную мысль, придумаем заголовок к тексту. Возможные варианты: Заячьи заботы. Не до смеху осенью косому. Определим, от какого слова зависит, на какой вопрос отвечает, какое значение имеет обстоятельство. Выпишем словосочетания.
4. Творческий диктант. Прочтем. Объясним постановку тире в первом предложении. Вставим подходящие по смыслу и ритму обстоятельства, выраженные наречиями.
Манжетка
Травка многолетка,
Скромная манжетка —
Житель всех лугов.
В зубчиках листочки, тоже есть цветочки,
Но без лепестков.
Смотрит ...(неспесиво,
Пышно и красиво).
Не дано ей цвесть.
Красит все ж природу,
И ее ... (здесь) меду
Тоже капля есть.
Н. Холодковский
Справка. Спесивый — надменный, высокомерный человек.
Тема названа в заголовке. В каких словах выражена основная мысль?
5. Составим 3 предложения со словом рябинка таким образом, чтобы оно выступило в роли разных членов предложения: подлежащего, дополнения, обстоятельства.
6. Самостоятельная работа.
7. Вывод урока. Что отличает обстоятельство от других второстепенных членов предложения?
8. Домашнее задание. Рассказ о второстепенных членах предложения.